Скульптура Франции 17-18 века
Во второй половине 17 в. значительного расцвета достигла французская скульптура, развивавшаяся главным образом как декоративная, в тесной связи с архитектурой и садово-парковым искусством. Многие крупные произведения пластики были созданы, в частности, для ансамбля Большого дворца и парка в Версале. Во французской скульптуре второй половины 17 в. господствует тот же стиль, что и в живописи, — своеобразный сплав классицистических и барочных тенденций. Общий художественный уровень пластики этого времени очень высок, хотя отличающее ее единство стиля отчасти нивелировало наименее яркие творческие индивидуальности. На этом фоне выделяются прежде всего три самых крупных мастера — Жирардон, Куазевокс и особенно Пюже. В их искусстве вполне своеобразно проявляются господствующие стилистические тенденции эпохи.
В первой половине 18 в. французские скульпторы решали в целом те же, преимущественно декоративные задачи, что и в 17 столетии. Однако в связи с изменением вкусов и запросов заказчиков, с общей стилистической эволюцией архитектуры и искусства меняются и характер тематики, и художественные приемы. Широкое распространение получают, как и в живописи, мифологические и аллегорические сюжеты, дающие скульпторам возможность изображать обнаженное, главным образом женское и детское тело. Эта тематика преобладает и в мелкой пластике, получающей в 18 веке большое развитие. Художественное решение определяется стремлением к грации, изяществу форм. Даже статуи королей теряют былую торжественность и величие. Поиски утонченности и динамики лежат в основе композиционного решения почти всех скульптур. Моделировка становится мягкой, с рафинированным мастерством передаются тончайшие переходы светотени, в обработке поверхности пластическое начало нередко уступает место живописному. Все это приводит к тому, что многие скульптуры теряют монументальность, приобретая более камерный характер.
Скульптурный портрет получает заметное развитие, однако в первой половине столетия можно назвать немного значительных произведений этого жанра. В придворных портретах преобладают внешне декоративные искания и характеристика лиц теряет свою остроту.
Франсуа Жирардон
В творчестве Франсуа Жирардона (1628—1715), который в течение многих лет был сотрудником Лебрена в Версале, особенно полное и последовательное выражение находят классицистические черты.
Гийом Кусту
Самым крупным французским скульптором первой половины 18 в. был Гийом Кусту (1677—1746), племянник и ученик Куазевокса, во многом развивавший традиции его искусства.
Этьен Морис Фальконе
К реалистическому поколению принадлежит Этьен Морис Фальконе (1716 — 1791). Он был учеником Лемуана, но испытал влияние более близкого ему по духу Пюже, искусством которого всегда восхищался.
Жан Антуан Гудон
Крупнейшим скульптором второй половины 18 в. был Жан Антуан Гудон (1741 — 1828). Именно с его творчеством связаны самые яркие достижения реализма во французской пластике 18 столетия.
Антуан Куазевокс
Разнообразно по характеру творчество младшего современника Жирардона — Антуана Куазевокса (1640—1720). В большинстве своих работ, выполненных для Версальского парка, он следует классицистическим схемам.
Жан-Батист Лемуан
Мастером, имя которого следует упомянуть, был Жан-Батист Лемуан (1704 — 1778) — характерный представитель рококо в пластике. Он создал большое количество памятников, скульптурных групп и портретных бюстов.
Огюстен Пажу
Выразителем вкусов и настроений, господствовавших в аристократических кругах, был во второй половине 18 в. Огюстен Пажу (1730—1809), работавший, главным образом, в декоративной пластике.
Пьер Пюже
Крупнейшей французский скульптор Пьер Пюже (1620 — 1694) занимает особое место в художественной жизни Франции. Его самобытное, темпераментное искусство резко выделяется на фоне господствующего стиля французской скульптуры.
Жан-Батист Пигаль
Реалистические искания характеризуют творчество многих крупных скульпторов середины и второй половины 18 в., в частности Жана-Батиста Пигаля (1714 — 1785), ученика Лемуана.
Клод Мишель
Клод Мишель, прозванный Клодионом (1738— 1814), работал преимущественно в области мелкой пластики и охотно употреблял глину как материал. Он создал много моделей для Севрской мануфактуры.