Антуан Куазевокс

Антуан Куазевокс

Разнообразно по характеру творчество младшего современника Жирардона — Антуана Куазевокса (1640—1720). В большинстве своих работ, выполненных для Версальского парка, он следует классицистическим схемам, создавая произведения, отмеченные высоким профессиональным мастерством, но лишенные подлинной оригинальности.

Антуан Куазевокс
 

Такова, например, «Нимфа с раковиной» (Париж, Лувр) — холодное подражание античным образцам. Более декоративны и сложны по силуэту аллегорические фигуры французских рек — Гаронны и Дордони. Они украшают водный партер Версальского парка, эффектно отражаясь в его зеркальной поверхности. И в этих фигурах, прекрасно связанных с ансамблем парка, Куазевокс во многом следует античным памятникам. Классицистическая строгость построения характеризует и надгробие Мазарини (1689—1693, Париж, Лувр) — многофигурную композицию, включающую саркофаг с коленопреклоненной фигурой умершего и три аллегорические фигуры у основания высокого постамента.

Во многих других своих произведениях мастер отказывается от рассудочности классицизма и вырабатывает более оригинальный стиль, отмеченный ярко выраженными чертами барочной декоративности. Работы этого круга отличают свобода и динамика композиций, сочная, живая ленка форм. Особенную ценность представляют декоративные произведения Куазевокса в Версальском дворце, где он много и плодотворно сотрудничал с Ардуэном-Мансаром. В сложном и богатом пластическом декоре Зеркальной галереи и зала Войны Куазевокс проявил редкую декоративную фантазию и изобретательность в использовании различных материалов—разноцветного мрамора, бронзы, стука, в также виртуозное техническое мастерство. Среди разнообразных пластических и орнаментальных мотивов, украшающих эти великолепные интерьеры, выделяется большой стуковый рельеф в зале Войны — «Переход Людовика XIV через Рейн» (около 1678 г.). Сложная динамичная композиция—Людовик XIV, скачущий на коне, который топчет поверженных врагов, Слава в облаках, венчающая его короной, воины, почти сливающиеся с фоном, — организована с гонким чувством ритма и мастерски включена в овальное обрамление. Пластическая моделировка этого рельефа отличается исключительным богатством фактуры, мягкостью и живописностью.

Куазевокс был крупным портретистом. В официальных парадных портретах он обычно следует барочной формуле, выработанной Бернини («Портрет принца Конде», 1680-е гг., Париж, Лувр), однако работы Куазевокса отличают большая сдержанность и строгость (портретный бюст Людовика XIV, около 1680, Лондон, собрание Уоллес). В портретной статуе герцогини Бургундской в виде Дианы (1710, Париж. Лувр), как и в ряде других своих работ, Куазевокс предвосхищает динамизм, легкость и грацию стиля 18 в. Наряду с репрезентативными портретами, в которых декоративные черты оказываются доминирующими, Куазевокс создал ряд бюстов, более простых, чуждых показной позы, непосредственных по выражению. Прекрасный образец подобных реалистических портретов Куазевокса — бюст архитектора Робера де Котта (1707, Париж, библиотека св. Женевьевы).

Купить копии работ Антуана Куазевокса можно в нашей компании VipMramor.