Франсуа Жирардон

Франсуа Жирардон

В творчестве Франсуа Жирардона (1628—1715), который в течение многих лет был сотрудником Лебрена в Версале, особенно полное и последовательное выражение находят классицистические черты. В этом отношении показательна самая значительная работа художника — мраморная группа «Купание Аполлона», или «Аполлон и нимфы» (1666—1673).


Франсуа Жирардон
 

Скульптурная группа «Аполлон и нимфы», выполненная для Версальского парка (первоначально находилась в нише, в 18 в. помещена в грот, при этом расположение фигур было несколько изменено.). Ее композиция строго уравновешена, фигура Аполлона помещена в центре, по сторонам от него располагаются симметричные, почти зеркально повторяющие друг друга группы прислуживающих ему нимф. Жанровый по своему характеру мотив трактуется как торжественный ритуал. Идеализированные лица, пропорции фигур, совершенство форм обнаруживают прямую связь с античной скульптурой. Известно, что во время работы над этой композицией Жирардон ездил в Рим, чтобы освежить свои представления об античных памятниках. Фигура и голова Аполлона во многом напоминают Аполлона Бельведсрского, приемы лепки обнаженного тела, решение драпировок свидетельствуют об изучении эллинистической пластики. Холодное, но обладающее несомненными декоративными качествами, это произведение прекрасно соответствовало строгому стилю регулярного парка Ленотра.

Тот же характер имеют и некоторые другие работы Жирардона в Версале, например, фонтан Пирамиды с его четкой центрической композицией, а также надгробие кардинала Ришелье в церкви Сорбонны в Париже (1675 — 1677). В динамичной, сложной по силуэту группе «Похищение Прозерпины» (1677—1699, Версальский парк) классицистическое понимание формы сочетается с барочной патетикой. В отличие от этих работ небольшой рельеф из золоченого свинца, украшающий один из водоемов Версальского парка и изображающий купающихся нимф на фоне пейзажа (1675), решен как живая и непосредственная жанровая сцена. Не случайно два века спустя Ренуар в своей картине «Большие купальщицы» использовал композицию этого рельефа Жирардона.

Важнейшим произведением позднего периода творчества скульптора был конный памятник Людовику XIV, установленный в центре Вандомской площади (1680 — 1692). Уничтоженный в конце 18 в., он известен нам по нескольким уменьшенным бронзовым копиям (Санкт- Петербург, Государственный Эрмитаж; Париж, Лувр). В общем решении этого памятника Жирардон следует конной статуе Марка Аврелия в Риме. Строгое величие сочетается в нем с известной театральностью, что вполне соответствовало «большому стилю» эпохи. В портретно трактованном лице подчеркнуто властное, надменное выражение.

Купить копии работ Франсуа Жирардона можно в нашей компании VipMramor.