Скульптуры Греции

Скульптуры Греции

Скульптуры Древней Греции

 

Творения мастеров Древней Греции занимают особенное место в творческом наследии античных цивилизаций. Выдающиеся произведения античных скульпторов стали достоянием позднейших поколений, они считались образцом для подражания. Изваяния античной Греции привлекают красотой индивидуальности, жизнеутверждающей силой, уверенностью в бесконечные созидательные способности людей. Они вдохновляли художников и поэтов, скульпторов и архитекторов, композиторов и писателей в течении последующих тысячелетий. Классические скульптуры Греции доставляют современному человеку чувства глубокого эстетического удовольствия и содействуют развитию современной культуры.

Благодаря знаниям, полученных от египетских ученых-жрецов, в V веке до нашей эры в Греции стали развиваться наука и искусство. Началось обучение греческих скульпторов мастерству, которым уже владели египтяне. Но развитие пластики пошло по своему пути. Почему? Причиной этому стала другая религия, посвященная не подготовке к смерти в течении всей жизни, как в Египте, а красоте жизни во всех ее проявлениях.

В соответствии с оптимистической позицией греческого искусства, провозглашался культ здорового и красивого тела. Материальные и духовные идеалы: мужественность и красота нашли свое выражение в физическом совершенстве образа, создаваемого скульпторами. Памятники становятся средством пропаганды, направленный на развитие сильных телом и духом граждан.

Вдоль дорог и в открытых пространствах городов устанавливаются бюсты богов и известных граждан Греции; на стадионах – знаменитых спортсменов; возле амфитеатров – ораторов и драматургов. Скульптурные портреты размещались в общественных садах, являющихся в то же время школами (гимнасиями). Скульптура получает определяющее значение в ансамбле сада, обозначая его сюжет и тематику.

Тщательное изучение фактуры тела привело древних греков к созданию настоящих шедевров. Они смогли передать в камне все подробности мускулатуры человеческой фигуры, ее движения. В этих творениях воплотился их идеал красоты и физического совершенства. Мраморная скульптура «Дискобол», как и многие другие древнегреческие статуи, проработана со всех сторон, а не только с фронтальной. Ее оригинал был бронзовым, а в Риме впоследствии изготовили копию из мрамора. Греческие скульпторы в этом же стиле делали множество статуй богов. Их изображения были не менее реалистичными - и с точки зрения анатомии, и в способах передачи выражения лица. Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему.

Хронология стилей скульптур Древней Греции

О том, что такая последовательность стилей была осознана уже в ранние времена, свидетельствуют дошедшие до нас работы римских авторов, таких как Плиний, Цицерон и Квинтилиан, которые, несомненно, переняли эту схему из своих эллинистических источников. Эти латинские авторы уже были знакомы ученым эпохи Возрождения, но наиболее влиятельная ранняя попытка систематической истории греческой скульптуры содержится в работе Иоганна Иоахима Винкельмана «История античного искусства», опубликованной в 1764 году. Он разделил греческое искусство на четыре этапа. Наиболее важными (для него) были вторая и третья фазы, обозначавшие апогей художественных достижений, задуманных в соответствии с органической моделью роста, расцвета и упадка. Их он назвал «Высоким» и «Красивым»; вместе они примерно соответствуют тому, что мы называем классическим периодом, которому предшествует «Старый» стиль, а за ним следует стиль «Подражателей».

  • Старый стиль до 480 г.
  • Высокий стиль 480-400 гг.
  • Красивый стиль 400-323 гг.
  • Стиль подражателей после 323 г. (в том числе римский).

Впоследствии они были уточнены, переименованы и канонизированы в ту хронологию, которой мы пользуемся сегодня:

  • Геометрический 900-700 гг.
  • Архаический 700-480
  • Ранняя классика 480-450
  • Высокая классика 450-400
  • Поздняя классика 400-323
  • Эллинистический 323-30.

Старый стиль по Винкельману должен соответствовать тому, что мы называем архаикой, но открытия XIX века, особенно в Олимпии, привели к признанию геометрического стиля, существовавшего до архаики. Примерно в это же время поздний период (период подражания) Винкельмана был переименован в эллинистический - термин, возникший в исследованиях Леванта и обозначающий скорее эллинизированный, чем эллинский статус. Вскоре это понятие было распространено на все земли, некогда находившиеся под властью Александра, и в конечном итоге охватило все Средиземноморье. К выделению ранней и высокой классики подтолкнули, прежде всего, находки XIX века из храма Зевса в Олимпии и последовавшая за ними переоценка этого этапа как переходного от архаики к классике, как он, собственно, и называется в некоторых схемах. Более существенной является переоценка стиля IV века как позднеклассического, а не красивого, поскольку в структуре органической модели развития термин «поздний» имеет явно уничижительный оттенок. Таким образом, достижения скульпторов IV века стали ассоциироваться в равной степени как с последующим эллинизмом, так и с предшествующим ему высоким классицизмом.

Скульптуры Греции 11 - 8 век до н.э.

Греция 11 - 8 век до н.э.

Скульптуры Греции 7 век до н.э.

Греция 7 век до н.э.