Греция 11 - 8 век до н.э.

Гомеровский период в искусстве Древней Греции

 

Интервал греческой истории с 11 до 8 век до н. э. принято называть гомеровским, поскольку главным письменным источником для изучения этого периода служат поэмы Гомера. Эпические поэмы описывают поход греков на Трою - «Илиада» и последующие приключения Одиссея по возвращении на Итаку - «Одиссея».

Это время драматических преобразований, которые привели к созданию основных греческих институтов. Образовался греческий город-государство (полис), был разработан греческий алфавит, реализовались новые возможности для торговли и колонизации в городах, основанных на побережье Малой Азии, в Южной Италии и на Сицилии. С развитием греческих городов-государств началось строительство больших храмов и святилищ, посвященных божествам-покровителям, что означало возникновение государственной религии. Каждый полис отождествлялся со своим легендарным героем. К концу восьмого века до нашей эры греки основали ряд крупных панэллинских святилищ, посвященных олимпийским богам.

Переворот, известный в истории под названием «дорийское переселение», был первым толчком, двинувшим греческий этнос по пути к блестящему развитию, которое навсегда утвердило за ним неоспоримое первенство среди образованных народов всего мира. Вторжение горного племени Дорийцев с севера полуострова в Элладу и Пелопоннес привело в движение все местные племена и заставило большую часть Ионийцев переселиться на острова и на прибрежье Малой Азии. Столкновение племенных особенностей вызвало повсюду новую, свежую жизнь и разрушило старые формы быта. С этих пор жизнь греческого народа начинает пересоздаваться как бы заново: не разрывая связи с прошедшим, она становится подвижнее и разнообразнее, приобретает отпечаток полнейшей свободы и самого человечного развития, и достигает той классической полноты и оконечности, которая осталась образцовою на века. В противоположность Востоку, обширные пространства которого представляют подавляющее однообразие культуры, на небольшом, распадающемся на множество отдельных местностей греческих полуостровах развивается богатая индивидуальная жизнь.

Скульптура Греции 002

Скульптура «Конь», Метрополитен-музей, Нью-Йорк

У такого народа скульптура должна была получить совсем иное содержание, чем имела она у народов восточных, и даже у самых Греков героической эпохи. У тех и у других вся художественная деятельность сосредоточивалась на прославлении властителей, а, следовательно, и не могла дать искусству высшего идеального содержания, так как двигателем была внешняя необходимость, а не внутреннее, свободное побуждение. Это видим мы у Греков исторического времени. У них искусство получает идеальное, вечное, а не случайное содержание, потому что пластика у них есть только облеченный в художественные образы их собственный народный дух. Этот народный дух олицетворял свои совершеннейшие создания по образу богов; не замкнутая каста жрецов, как на Востоке, установила представления о божествах, а творческая фантазия людей, воплощенная в бессмертных песнях Гомера, создала живые образы греческого Олимпа. Гомер создал Грекам их богов — говорили древние. Это значит: поэтический дух народа превратил в образы богов свои нравственные представления.

Геометрический период в искусстве Древней Греции

Геометрическое искусство охватывает период с конца 11 по 8 век до н.э. и характеризуется изысканными образцами изделий из бронзы. На искусство в значительной степени повлияли гомеровские эпопеи. В мелкой скульптуре преобладал идеальный тип воина-богатыря, возничего и коня, символизирующих социальную и политическую власть. Работы, вначале довольно неумело переданные, отличаются строгостью, незамысловатостью, тектоничностью форм, схематизацией и четкостью контуров. С течением времени и по мере развития искусства изображались атрибуты фигур и часто выделялись разные стили и мастерские, который каждый (коринфский, аргосский, лаконский, аттический) привносил свои особенности. В качестве примера можно привести фигурки лошадей, часто изображаемые покоящимися на прочных основаниях, которые часто встречаются как подношения по обету, посвященные паломниками святилищам того времени.

Скульптура Греции 001

Скульптура «Борьба героя с кентавром», Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Особый интерес представляют постепенно возникающие композиции, такие как фигуры, расположенные вместе, группы животных и т.д., например, статуэтка, изображающая борьбу героя с кентавром. Форма головы имеет округлые очертания с большим носом, плоское туловище, тонкие руки – палочки. Только туловище имеет более объемные формы. Аналогично геометризированы и скульптуры животных.

Однако для культовых целей, для более выразительного воплощения образа нужны были значительных размеров статуи богов, а уровень производительных сил в 8 веке до н.э. еще не давал возможности создавать монументальную скульптуру из камня или металла. Инструменты еще были не совершенны и не могли отделить крупный блок мрамора или приготовить относительно большие листы металла (медь) для того, чтобы можно было бы выковать фигуру по частям, как это было достигнуто в 7 веке до н.э. В 10 - 8 веке до н.э. могли отливать только маленькие статуэтки.