Надгробие А.М. Голицына

Надгробие А.М. Голицына

В 1788 Гордеев выполнил второе надгробие — фельдмаршала А. М. Голицына (в церкви Благовещения Александро-Невской лавры). Здесь перед скульптором стояла иная задача. Военная слава покойного и его высокое положение требовали пышного надгробия, и Гордеев вернулся к некоторым приемам барокко. Они проявились главным образом в изобилии аксессуаров, символизирующих славные деяния умершего.

Общая композиция надгробия ближе к классицизму, чем в памятнике Н. М. Голицыной: ее основой является обелиск, плоскостью утверждающий стену. Весь центр надгробия отведен аллегорическим предметам, рассказывающим о славе фельдмаршала. По бокам постамента — 2 фигуры, выполненные в круглой скульптуре: поникший гений Смерти с опущенным факелом и женщина, символизирующая Добродетель. Женщина высоко подняла правую руку, указывая на барельефный портрет покойного, как будто призывая зрителя склониться перед его славой. У ее ног — трофеи: олицетворение побед, одержанных Голицыным над турками. В лице женщины скульптору удалось передать суровую строгость. Но шея и правая рука все же настолько обобщены, что образ приобретает абстрактный характер, а поза — поворот головы в противоположную от надгробия сторону — вносит нечто риторическое. От всей фигуры веет холодом.

Образ гения Смерти лучше. Его поза свободна, тело гибко. Лицо печально и задумчиво. Черты лица далеки от классического канона: нос — не совсем прямой, глаза — небольшие. Ритмические повторы в фигуре и складках одежды сообщают этому элегическому образу выразительность. Однако в целом надгробие все-таки остается холодным и помпезным.

Тем более поражает совершенно реалистический профильный портрет А. М. Голицына (в овале на обелиске): некрасивое лицо с маленькими глазами, двойным подбородком, брюзгливым выражением губ отличается, правда, энергией, но совсем непривлекательно. Скульптор не сделал ничего, чтобы убедить зрителя, что слава была завоевана именно этим человеком; т. о. нарушается единство надгробия как художественного произведения.

Купить копии работ Гордеева Федора Гордеевича  можно в нашей компании VipMramor.
Надгробный памятник А.М. Голицыну был замурован, и лишь в 1930 году, когда кладбище Александро-Невской лавры стало музеем, он был найден и раскрыт. 
...По одну сторону пьедестала, на который под мантией положены жезл повелительный, шлем, шпага и разные Российские ордена, представлена в виде женщины добродетель, показывающая одною рукою на изображение покойного Князя на обелиске, а другой на герб его, покрытый несколько львиною кожей и обвитый гирляндою из кипарисных листьев... по другую сторону пьедестала находится сидящий военный гений... Позади сих фигур видны турецкие трофеи...