Пино Никола

Пино Никола

Никола Пино: великий мастер стиля рокайль

 

Деятельность Никола Пино (1684—1754; в России — с 1716 по 1728), прекрасного рисовальщика, ставшего в России проектировщиком-архитектором, автором проекта памятника Петру I и ряда декоративных скульптур, была чрезвычайно интенсивной. Пино — типичный представитель французского рококо начала XVIII в. с его соразмерностью и четкостью планов и непринужденной грацией изогнутых форм и линий

В произведениях Пино иногда трудно уловить трепет современности, нашедший отражение в творчестве Оснера и Шлютера. Он до конца оставался мастером чисто декоративной скульптуры.

Сын Жана-Батиста Пино, скульптора короля, умершего через десять лет после его рождения, Никола тем не менее получил хорошее образование в области скульптуры и архитектуры: ученик архитекторов Франсуа Мансара и Жермена Боффрана, он брал уроки скульптуры в Академии им. Сен-Люк и воспользовался учениями скульптора Антуана Куазевокса. После учебы Пино продолжил дело своего отца. Его сын Доминик (1718–1786 гг.) также стал скульптором по дереву.

Конец правления Людовика XIV оказался трудным периодом как для государственных, так и для частных заказов. За неимением работы Пино благодаря своему таланту в 1716 году покинул Францию со своим шурином, художником Луи Караваком и архитектором Жаном-Батистом Александром Леблоном. Удостоенный звания «первого скульптора Его Святейшего Величества Кесарева», он должен был принести в Петербург традиции большого стиля Версаля - дворца, который в течение столетия служил образцом для всех государей Европы.

Никола Пино в России

После посещения Петром Первым Парижа в Россию были приглашены много французов – архитекторы, скульпторы, резчики по дереву, художники, каретники, садовники и другие специалисты из различных областей искусства, науки и техники. Одним из самых высоко оплачиваемых иностранных мастеров стал известный «резной мастер» Николай Пино (Николя Пиноу, Пиновий). За более, чем десятилетнее пребывание в России принимал участие в оформлении Летнего дворца, планировке Летнего сада, отделке Большого Петергофского дворца, дворца Марли, дворца Монплезир, Петропавловский крепости, Эрмитажа, проектировании и изготовлении нескольких фонтанов Петергофа.

В резных панно для кабинета Петра I в Большом Петергофском дворце (строительство окончено в 1721), скомпонованных из щитов, мечей, музыкальных инструментов, цветов и выполненных в плоскостной резьбе, с четкими линиями и обрамлениями плоскостей, еще чувствуются отзвуки французского классицизма XVII в. Трактованные в формах рококо фантастические морские животные сливаются с причудливо низвергающимися водяными массами фонтанов и каскадов.

Более созвучны напряженной жизни петровского времени выполненные по рисункам Пино мощные и приземистые, полные силы и энергии фигуры Беллоны и Минервы в нишах Петровских ворот Петропавловской крепости.

В 1722 году попал в тюрьму за убийство слуги. Работал под домашним арестом и, вероятно, бесплатно.

Пино оставался на службе до самой смерти государя. Из-за отсутствия достаточного количества заказов в 1727 году орнаменталист решил вернуться в Париж с женой и детьми.

По возвращении в Париж художник отказался от архитектуры и посвятил себя орнаментальной скульптуре и внутреннему убранству. В то время, когда мода требовала, чтобы все стены были покрыты резными панелями из цельного дерева, его талант быстро нашел применение в отделке роскошных отелей, дворцов, замков и соборов, построенных в Париже в начале правления Людовика XV. Ни одна книга о прикладном искусстве начала XVIII века не обходится без упоминания выдающегося декоратора, резчика Николая Пино.

Когда Никола Пино умер в 1754 году, его сын Доминик продолжил семейное дело. После смерти своей второй жены Доминик Пино впал в безумие и был помещен под опеку.