Городская скульптура

Городская скульптура
Скульптуры ангелов из мрамора
Скульптуры ангелов
Скульптуры женщин из мрамора
Скульптуры женщин
Скульптуры воинов из мрамора
Скульптуры воинов
Скульптуры Азии из мрамора
Скульптуры Азии
Фонтаны пристенные из мрамора
Фонтаны пристенные
Вазоны скульптурные из мрамора
Вазоны скульптурные
Вазы декоративные из мрамора
Вазы декоративные
Пьедесталы из мрамора
Пьедесталы
Кариатиды из мрамора
Кариатиды
Бюсты из мрамора
Бюсты

Принципы расположения городской скульптуры

 

В классическом определении скульптуры выделяются четыре типа: монументальная, монументально-декоративная, декоративная и станковая скульптуры. Скульптура открытых общественных пространств – публичное, объемно-пространственное искусство в архитектурной среде, которое при помощи своей формы репрезентует отношение автора к миру и наделена такими свойствами, как социально-общественная и художественная значимость. Являясь неотъемлемой частью городской среды, она напрямую участвует в сложении архитектурно-художественного облика города, являясь постоянным компонентом культурно-стилевого контекста.

Рассмотрение эволюции расположения скульптуры в архитектурной среде основывается на классической периодизации истории искусств. Скульптуру «протоискусства» первобытнообщинного строя или мегалитические сооружения железного века отнести к скульптурам открытых общественных пространств почти невозможно, в виду отсутствия общества как такового, государства и городов. Таким образом, смело можно сказать, что первые городские скульптуры возникают тогда же, когда возникают первые цивилизации: Египетская, Месопотамская, а вместе с ними и первые города и общественные пространства внутри них. Большой египетский сфинкс, возвышающийся над ходом погребальных процессий вдоль пирамид или двухметровая стела «Кодекс Хаммурапи» – яркие примеры первых скульптур в открытых общественных пространствах. Впоследствии, цивилизации Античности, сохраняя эти традиции, вывели скульптуру в городе на новый высокохудожественный уровень, попробовали сделать её равной архитектуре, но с приходом Средневековья традиция скульптуры в городе была забыта и скульптура как отдельно-стоящий элемент архитектурного ансамбля появится лишь во времена Возрождения, благодаря Донателло и другим гениям той поры. С тех того времени и по двадцатый век трансформация месторасположения, видоизменение формы и идеи в городе не менялись серьезно, и лишь с конца ХIХ века скульптура меняет форму и свое отношению к зрителю, благодаря Огюсту Родену, убравшему постамент и позволивший вольную трактовку фигуры человека в объеме. И с ХХ века уже меняется весь контекст городской среды, новый порядок в обществе, грандиозный рост городов, изменение человека самого. Скульптура общественного пространства следует за этими изменениями, олицетворяет их, являя необычные и новые принципы расположения, при сохранении традиций.

Для выделения принципов расположения, обратимся к системе «среда-скульптура-зритель». Среда – это место где скульптуры присутствует физически, а зритель, точнее его восприятие – это то, где скульптура присутствует метафорически. От характера взаимоотношения этих факторов системы зависит непосредственное расположение скульптуры, в какой-то степени ее дальнейшая судьба, функция, образ. Если связь внутри этой системы гармонична, оправдана, то скульптуре «быть». Непродуманная или сложная связь и взаимовлияние внутри этой системы ведет к забвению скульптура или даже к ее уничтожению.

Выделяется пять принципов расположения скульптуры в открытых общественных пространствах: доминирование, интегрирование, симбиоз, деструкция и номадизм. Если рассматривать временные рамки возникновения подобных принципов, то можно сделать вывод, что предпосылки подобного расположения, за исключением, пожалуй, двух последних, обозначились уже в эпоху Античности. Степень же преобладания одного или другого принципа, в зависимости от исторического, политического или социального контекста, менялась вместе с ходом истории человечества, и как отмечалось выше, с изменением контекста городской среды.

Выведенные пять принципов, находили предпосылки своего возникновения задолго до формирования современного общества, но являются актуальными именно в современных открытых общественных пространствах архитектурной среды. Данные принципы, основываясь на взаимоотношениях между городской средой, человеком и самой скульптурой, являются неким зеркалом отражения взаимодействия между обществом, искусством и человеком. Эта сложная зависимость носит часто философский характер, но всегда является объективной оценкой положения вещей внутри этой системы. Хочется отметить, что основой чертой взаимодействия системы «среда-скульптура-человек» на сегодняшней день является его реляционность. Таким образом, подобные принципы расположения являют скульптуру реляционную, сферой действия которой являются человеческие взаимоотношения с её социальным контекстом. Стоит так же отметить, что, конечно же, выведенные принципы расположения скульптуры в открытых общественных пространствах не являются категоричными. В современном скульптурном творчестве, в городской среде возможно использование любого из пяти принципов в одном объекте одновременно, что доказывает разнообразие, свободу и новаторство самовыражения современных авторов.

 А. Ф. Ибрагимова (доцент каф. Дизайна, КГАСУ) 

Продолжение статьи:

Скульптуры ангелочков из мрамора
Скульптуры ангелочков
Скульптуры 4 сезона из мрамора
Скульптуры 4 сезона
Скульптуры мужчин из мрамора
Скульптуры мужчин
Скульптуры в стиле ню из мрамора
Скульптуры ню
Фонтаны каскадные из мрамора
Фонтаны каскадные
Фонтаны античные из мрамора
Фонтаны античные
Скамьи из мрамора
Скамьи
Светильники из мрамора
Светильники
Скульптуры львов из мрамора
Скульптуры львов
Скульптуры в камне из мрамора
Скульптуры в камне