Принцип доминирования

Принцип доминирования
Скульптуры ангелов из мрамора
Скульптуры ангелов
Скульптуры женщин из мрамора
Скульптуры женщин
Скульптуры воинов из мрамора
Скульптуры воинов
Скульптуры Азии из мрамора
Скульптуры Азии
Фонтаны пристенные из мрамора
Фонтаны пристенные
Вазоны скульптурные из мрамора
Вазоны скульптурные
Вазы декоративные из мрамора
Вазы декоративные
Пьедесталы из мрамора
Пьедесталы
Кариатиды из мрамора
Кариатиды
Бюсты из мрамора
Бюсты

Принцип доминирования городской скульптуры

 

Принцип доминирования подразумевает такое расположение скульптуры в открытом общественном пространстве, когда скульптура становится центральным объектом архитектурной окружающей среды, своеобразной доминантой. Расположение в центре города, городской площади или даже внутреннего двора, на возвышенности – это типичные примеры использования рассматриваемого принципа, где основными инструментами являются масштаб произведения, его объем, значимость содержания и влияние на городскую среду. Скульптуру в данном случае часто поддерживает архитектура, она вырастает из нее, дополняет. Бывает и, наоборот, когда отдельно-стоящие скульптуры за чертой города доминируют на всем окружающем пространстве. Человек в данном принципе расположение почти никак не учитывается, он элемент, который трудно соизмерим с величием или значимостью подобных объемов. Зритель может наблюдать подобную скульптуру с дальних расстояний, и в большинстве случаев подобной скульптуре характерен монументальный облик.

Размещение скульптуры, как доминанты города тесно связано со становлением, возникновением скульптуры в архитектурном пространстве. Дело в том, что в начале исторического развития городов, скульптура всегда выполняла идолопоклонническую роль, была в виде обелисков или изображений божественных образов, тем самым вызывала массовое скопление людей и располагалась обычно в центре города или поселения. Такой способ можно считать градообразующим, поскольку скульптура, располагаясь в центре города, знаменовала развитие вокруг себя общественных связей и транспортных путей.

Афинский акрополь самый яркий пример доминантного принципа расположения скульптуры прошлых веков. Статуя Афины стояла среди архитектурных сооружений акрополя, по-видимому, была сомасштабна им и имела хорошие точки обзора. Скульптор Фидий выбрал, пожалуй, самое центральное из всех возможных мест, не только города Афины, но и всей Античной Греции в целом, а именно, по центру Акрополя, возвышавшегося над старым городом. Стоит отметить, что именно с проектированием этой скульптуры и других архитектурных сооружений Афинского ансамбля было связано возвышение города Афин в политическом и экономическом плане, Фидий же придал этому явлению своим творчеством и художественную значимость, символическую. Из этого явления вытекает такое интересное свойство городской скульптуры доминантного принципа, как её символичность. Подобная монументальная, яркая, идейная скульптура часто становится символом целого пространства, от небольших двориков до целых городов. Так наравне с возвышением города Афины и символизирующей его скульптуры можно провести параллель со скульптурой Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро или Статуей Свободы в Нью-Йорке. Такие скульптуры без сомнения, являются символами не только городов, но целых государств, оставаясь при этом так же географическим и культурным центром городского пространства.

Если же рассмотреть некую эволюцию расположения доминантного принципа, то можно сделать вывод, что расположение скульптуры в центре города, по мере развития и увеличения городов сменился расположением скульптуры в центре площадей, внутренних дворов. Сам выход памятника или монумента на середину площади стал новым явлением в эпоху Барокко. Площади с центральнорасположенными скульптурами образовывали в городе некие полисы, где скульптура часто становилась символом этих пространств. Такое взаимодействие скульптуры-обелиска произошло во многих европейских городах: Вандомская колона в Париже на Вандомской площади, обелиск капитану Нельсону на Трафальгарской площади в Лондоне, Египетский обелиск на Площадь святого Петра в Риме.

Сегодняшний принцип доминантного расположения позволяет авторам использовать крупный масштаб и глобальность в выражении идей. Современной яркой работой такого типа является скульптура «Ангел Севера» Британского скульптура Энтони Гормли. 30 метровая статую человека с распростертыми руками возвышается над долинами северной Англии. Монумент простого человека, стоящий в позе распятого Иисуса Христа, где крылья как бы охраняют покой людей несоизмеримых с размерами этого человека – символ почти античный, человека восхваляющий и прекрасный. Данная работа очень точно характеризует взаимосвязь факторов внутри системы «среда-скульптура-человек». Здесь нет архитектуры, важным является то, что в данном случае очевидным становится свойство связи скульптуры с природой, мы читаем её на фоне неба. Таким образом, скульптура обращается к человеку, на фоне величия природы.

Абсолютно иная идея, но аналогичная адресность характерна для недавней работы Р. Серры в пустыне. Ансамбль из высоких 15-метровых строений носит название «Запад – Восток/Восток – Запад» и расположен в 60 км от столицы государства Дохи. Гигантские, одиночно стоящие пластины, отражая бесконечный солнечный свет, словно лезвия космического ножа то ли входят в пустынные барханы, то ли встают из недр земли. Подобные работы, как и работы лэнд-арта, используют монументальность образа, столь характерную для доминантного принципа расположения скульптуры в открытых общественных пространствах.

Нужно отметить, так же, что на современном этапе развития принципа доминирования скульптуры в городской среде выделяются дополнительные факторы-инструменты, которые были не свойственны предыдущим эпохам. Цвет и провокационное содержание – это то, что сегодня отличает скульптуру подобного принципа. В работах немецких дизайнеров Inges Indee есть масса достойных примеров, где именно цвет и оригинальность содержания являются теми инструментами, которые сделали из фасадных скульптур яркие ювелирные украшения гипертрофированного масштаба, и явились доминантными объектами в городской среде.

 А. Ф. Ибрагимова (доцент каф. Дизайна, КГАСУ) 

Основная статья: Городская скульптура

Продолжение основной статьи:

Скульптуры ангелочков из мрамора
Скульптуры ангелочков
Скульптуры 4 сезона из мрамора
Скульптуры 4 сезона
Скульптуры мужчин из мрамора
Скульптуры мужчин
Скульптуры в стиле ню из мрамора
Скульптуры ню
Фонтаны каскадные из мрамора
Фонтаны каскадные
Фонтаны античные из мрамора
Фонтаны античные
Скамьи из мрамора
Скамьи
Светильники из мрамора
Светильники
Скульптуры львов из мрамора
Скульптуры львов
Скульптуры в камне из мрамора
Скульптуры в камне