Принцип симбиоза

Принцип симбиоза
Скульптуры ангелов из мрамора
Скульптуры ангелов
Скульптуры женщин из мрамора
Скульптуры женщин
Скульптуры воинов из мрамора
Скульптуры воинов
Скульптуры Азии из мрамора
Скульптуры Азии
Фонтаны пристенные из мрамора
Фонтаны пристенные
Пьедесталы из мрамора
Пьедесталы

Принцип симбиоза городской скульптуры

 

Симбиоз, происходящий в системе «среда-скульптура-зритель» – взаимопроникающий и принципиально содержательный принцип, который основывается в первую очередь на взаимном, равнозначном влиянии отдельно всех элементов системы «среда-скульптура-зритель». При данном расположении скульптура, как объект, формируется уже на месте, в зависимости от того какой она будет для зрителя, и дальнейшее ее восприятие и существование во временном поле зависит от ее влияния на среду. Причем номинальный симбиоз может видоизменяться во времени, вместе с отношением зрителя и архитектуры к этому скульптурному объекту. Характерными примерами являются многие отдельно стоящие скульптурные объекты современности в пределах пешеходных улиц, в непосредственной близости к зданиям.

Предпосылки принципа симбиоза исходят из типичной скульптуры, которая располагалась вблизи зданий в Древнем Египте и во времена Античности. К сожалению, подобный отдельно-стоящий тип скульптуры не сохранился, но предположительно в Древней Греции небольшие гермы, в том числе служившие указателями, стояли на перекрестках улиц». С тех самых пор, пожалуй, аж до конца ХIХ века подобная скульптура была предана забвению, и только Огюст Роден впервые уменьшив пьедестал, в своей скульптуре «Гражданам Кале» до одной ступени сумел спустить скульптуру с «недосягаемых» зрителю высот на уровень реляций с человеком. Именно в реляционности, в ее непосредственном контакте со зрителем, скульптура принципа симбиоза отличается от других принципов.

Вообще симбиоз, как способ взаимоучастия всех элементов, составляющих целостный объект – это завуалированное свойство почти любого вида искусства. Но сегодня, пожалуй, это самый популярный и прогрессивный способ постановки скульптуры в городской среде. Современная скульптура паблик-арта, является примером такого симбиотического взаимодействия. Проект поддержки паблик-арта, предложенный американским правительством в конце 60 годов, был в первую очередь нацелен на удорожание и повышение значимости территории, на которой располагаюсь эти объекты. То есть на лицо симбиоз с городом, который на тот момент стал «терять» своих граждан и наметилась дезурбанизация американских городов, приводящая к оттоку людей в пригороды. В данном ключе, скульптура паблик-арта «возвращала» значимость города в глазах её жителей. Симбиоз с непосредственным зрителем заключался в том, что некая «музейность» данных объектов давала зрителям незапланированное художественное образование, столь необходимое в капиталистическом обществе потребления. Иными словами, симбиоз скульптуры и зрителя был связан с просвещением граждан ее наблюдающих.

Другим ярким примером симбиоза является, наполнение скульптуры открытых общественных пространств утилитарными функциями элементов благоустройства. Выполненные в виде всевозможных фонарей, скамеек, мусорных баков и других элементов дизайна городской среды, скульптура открытых общественных пространств становится удобной, нужной в повседневной жизни прохожего.

 А. Ф. Ибрагимова (доцент каф. Дизайна, КГАСУ) 

Основная статья: Городская скульптура

Продолжение основной статьи:

Скульптуры ангелочков из мрамора
Скульптуры ангелочков
Скульптуры 4 сезона из мрамора
Скульптуры 4 сезона
Скульптуры мужчин из мрамора
Скульптуры мужчин
Скульптуры в стиле ню из мрамора
Скульптуры ню
Фонтаны каскадные из мрамора
Фонтаны каскадные
Скульптуры в камне из мрамора
Скульптуры в камне