Бытовой жанр

Бытовой жанр

Бытовой жанр в скульптуре

 

У бытового жанра есть несколько определений, но какое бы мы ни брали, оно не даст исчерпывающего ответа на вопрос о том, что составляет его специфическую особенность в скульптуре. Более того, даже само его право на обособление в самостоятельный жанр многими оспаривается. Если поговорить со скульпторами или искусствоведами и от многих услышите: «Да полноте, разве это серьезно — говорить о бытовом жанре в скульптуре? Подлинная скульптура возвышается над мелочами быта, она величественна, возвышенно-прекрасна, ведет к большим обобщениям, философским раздумьям о жизни, а не к развлечению анекдотами. Да и само понятие красоты скульптурной формы малосовместимо с многословием тех вещей, которые обычно относят к бытовому жанру. Зарисовки бытовых сцен можно рассматривать лишь как один из видов вспомогательной работы скульптора, но относить их к специальному жанру и тем более посвящать ему свое творчество — это унижать себя и искусство. Только тот, кто неспособен к настоящей скульптуре, может целиком посвятить себя такой работе»..

Слова «бытовизм», «приземленность» обычно употребляются в отрицательном смысле. Вот почему нам трудно говорить об этом жанре, особенно после такого почитаемого, как портрет. И действительно, почему, собственно, уделять ему специальное внимание? Не уводит ли разговор о нем в сторону от магистральной линии развития скульптуры?

Забегая вперед, скажем сразу, что, конечно, нет, и, хотя в общем каждый молодой скульптор, без сомнения, представляет себе, что такое бытовой жанр, мы рассмотрим этот жанр подробно. При этом заметим, что пренебрежительное отношение к бытовому жанру возникло не теперь, а давным-давно. Развивался этот жанр очень неровно, чаще всего представляя собой побочные линии скульптуры. И все-таки во многих энциклопедиях изобразительного искусства он фигурирует рядом с портретом.

Характеристика бытового жанра

Характеристика бытового жанра

В делении скульптуры на жанры существенную роль играет различие соотношения общего и особенного в каждом из них. Бытовой жанр в своей основе ближе к общему, чем портрет, он не стремится дать характеристику человеку как личности.

Читать дальше
Возникновение бытового жанра

Возникновение бытового жанра

Время и повод возникновения термина «бытовой жанр» точно неизвестны. Общеупотребительным он стал, вероятно, с конца XVII — начала XVIII века, так как применялся к картинам малых голландцев, из чего сложилась традиция относить к нему все работы на бытовые темы.

Читать дальше
Бытовой жанр в Египте

Бытовой жанр в Египте

Египетские статуэтки представляют собой целую энциклопедию народного быта. В них отражены самые разнообразные жизненные моменты, люди разных возрастов, профессий. Юная акробатка, делающая мостик; женщина, замешивающая тесто; пастухи, загоняющие стадо...

Читать дальше
Бытовой жанр в Греции

Бытовой жанр в Греции

Греки придавали образам возвышенный характер. Отсюда у них некоторая условность «больших» жанровых скульптур. Рассказывая о переживаниях и состоянии людей в разных жизненных ситуациях, греческая скульптура сохранила многие качества «большой» статуарной пластики.

Читать дальше
Бытовой жанр в 16-18 веке

Бытовой жанр в 16-18 веке

Интерес к бытовому жанру у художников никогда не исчезал полностью. Жанровыми, по существу, были многие средневековые скульптуры, входившие в композиции на религиозные темы

Читать дальше
Бытовой жанр в 19-20 веке

Бытовой жанр в 19-20 веке

В XIX веке часто исполнялись сатирические портреты, фигурки простолюдинов — извозчиков, сбитенщиков и др. А официальное академическое направление держалось более отдаленно от повседневности.

Читать дальше