История бытового жанра в Древнем Египте
Египетские статуэтки представляют собой целую энциклопедию народного быта. В них отражены самые разнообразные жизненные моменты, люди разных возрастов, профессий. Юная акробатка, делающая мостик; женщина, замешивающая тесто; пастухи, загоняющие стадо... При внешнем несходстве работы близки друг другу общим композиционным стержнем — действием, запечатлевающим размеренное, однообразное течение жизни. В этом и состоит та обобщенность произведений, которая раскрывает самые существенные стороны бытия египтян, застойный уклад их жизни. Конечно, древние мастера руководствовались не только собственными познаниями, но и каноном. Однако в широте показа жизни им отказать нельзя.
В многофигурных сценах у египтян люди расставлялись обычно, как на шахматной доске, — стройными рядами, лицом в одну сторону. И все же эти работы не кажутся примитивными, особенно в тех случаях, когда подобный прием подходит к изображаемой сцене. В одной из работ, например, таким путем хорошо показано, как отряды воинов-нубийцев и египтян — в каждом по 40 человек — идут сомкнутыми рядами, держа равнение. Каждая статуэтка раскрашена: нубийцы более темные, египтяне — красно-коричневые. Бытовые детали, вроде цветных набедренных повязок и щитов, обтянутых звериными шкурами, усиливают ощущение достоверности изображения. У египтян была и другая линия в мелкой пластике. В ней упор делался на состояние человека. Одна из статуэток, например, изображала спящего негра.
В жанровых композициях открыто проявляется стремление станковой скульптуры изображать жизнь по принципу «согласно жизни», поэтому они и подкупают особенно «доверительной» интонацией, позволяющей говорить обо всем просто, без пафоса. Как бы ни были разнообразны направления искусства и манеры исполнителей, основы бытового жанра в общем менялись медленно. Когда художнику изменяло чувство меры, и он начинал нарушать естественность интонаций, произведения переходили в иной план. Поэтому от скульптора-жанриста требуется умение тонко чувствовать «стиль» жанра.
Таким образом, можно сказать, что в бытовом жанре имеются два основных направления. Одно основывается на показе действия, другое — на изображении состояния людей. Ответвление составляют композиции подчеркнуто лирического характера, появившиеся позд¬нее у других народов. Так, греческий бытовой жанр чаще направляет внимание именно на внутреннее состояние человека. Это путь психо¬логической линии развития бытового жанра. У него свои богатые возможности.