Двухфигурная композиция Барокко

Двухфигурная композиция Барокко

Натурализм скульптуры барокко

 

Искусство барокко открыло путь и другой линии скульптуры — почти безразличной к законам формальной красоты, сугубо натуралистической. Большинство таких работ служило культовым целям в странах, где католическая церковь целиком подчинила себе искусство ваяния. Особенно широко была развита такая скульптура в Испании XVII века, где многофигурные группы, изображающие сцены из библии, не только украшали интерьеры храмов, но были также принадлежностью обрядов.

Примером крайне натуралистического подхода к решению многофигурной группы может служить «Тайная вечеря» в одном из соборов Мадрида, где иллюзорное сходство статуй с натурой доведено до предела. Двенадцать апостолов с Христом во главе показаны сидящими за обычным деревянным столом на стульях так, что создается впечатление, будто это оживающие перед зрителем манекены. Движения апостолов хаотичны, позы случайны, яркие глаза с цветными радужными оболочками лихорадочно блестят в тревоге, невольно заражая ею зрителя, и в неясном свете храмовых огней это видение верующие легко принимали за «чудо». Традиции такого искусства, конечно, чужды художникам-реалистам, и мы о них говорим только потому, чтобы напомнить о необходимости вдумчиво и критически изучать наследие.