Многофигурная композиция классицизма

Многофигурная композиция классицизма

Многообразие принципов построения многофигурной композиции

 

При всех различиях содержания произведений художников классицизма — А. Кановы, А. Торвальдсена, Д. Дюпре, Л. Бартолини — в них можно найти много общего: архитектоничность, целостность, ясность силуэта, удовлетворяющего требованию удобочитаемости с разных точек осмотра при круговом обходе. Хотя скульпторы XIX века работали над мифологической темой, а А. Канова — представитель консервативной линии итальянского классицизма конца XVIII — начала XIX века — вообще стоял в стороне от передовых движений современности, в их произведениях много поучительного для современных мастеров. А. Канова общепризнан как мастер удивительно гармоничных композиций, раскрывающих тему подлинно скульптурными средствами. Его композициям обычно свойственна уравновешенность построения, плавность очертаний. Оп искусно распределял скульптурные массы и хорошо вписывал их в пространство, умел создавать четкий силуэт и тонко моделировать форму, вызывая ощущение безмятежного покоя.

Композиция «Три грации» Кановы дает пример максимальной пластической выразительности группы из почти одинаковых женских фигур. Впечатление обогащается разнообразием силуэта при осмотре с разных сторон. С одной из точек кажется, что одна фигура зеркально «отражается» в соседних, с другой — что перед зрителем именно группа из трех стоящих фигур. При круговом обходе композиции в ней открывается еще и хороводное начало. А в целом группа очень спокойна. Это произведение неконфликтного содержания представляет разновидность тематической композиции. Она тоже имеет давние традиции.

Чтобы отчетливее представить себе разнообразие принципов построения многофигурных композиций, можно рассмотреть еще трехфигурную группу Д. Джибсона «Психея на зефирах». В ней умело использован принцип пирамидального построения. Двое юношей в легком движении устремляются вперед так, что их фигуры оказываются симметрично расположенными около центральной оси группы и образуют ее основание. Возвышающаяся над ними изящная Психея служит завершением «высотной» композиции.

В группе Д’Эпине «Танцующие вакханки» фигуры показаны в зеркально противоположных друг другу поворотах (одна повернута к зрителю лицом, а другую видно со спины). Вихревой танец молодых женщин захватывает своей темпераментностью, бурным всплеском чувств и одновременно разнообразием поз и движений танцующих. Трудная задача объединения в одно целое всех элементов пространственной композиции здесь выполнена достаточно уверенно.

Произведения из коллекции Эрмитажа, на которых мы выше останавливались, представляют неполно и даже не лучшим образом рассматриваемый нами жанр, поскольку выполнены не самыми даровитыми мастерами. Но в данном случае они интересны потому, что являются подлинниками, в то время как большинство других композиций приходится видеть только в копиях или репродукциях.

Обзор памятников статуарной скульптуры показывает, что жанр однофигурной и многофигурной композиции необычайно богат и относится к числу устойчивых, имеющих свои сложившиеся приемы, которые никогда не препятствовали, а, наоборот, помогали решению творческих задач. Форма, стилистические черты произведений этого жанра постоянно изменялись в соответствии с требованиями времени. В нашей жизни его возможности особенно велики.