Дифинации портрета

Дифинации портрета

Портретом принято называть изображение определенного, конкретного лица или лиц, дающее представление о внешности, характере, духовном облике и быте человека. Правда, существует также портрет-обобщение: портрет-символ, портрет-тип, портрет-характер, портрет-настроение. Так что имеющееся определение нельзя считать точным.

Вероятно, правильнее было бы отмечать, что портрет включает в себя изображения двоякого рода:

а) запечатлевающие конкретное лицо или лица и б) представляющие собой образы-обобщения.

Работы первого типа (портреты конкретного лица или лиц) — традиционный, классический раздел этого жанра. Он достаточно хорошо изучен. Портрет-обобщение известен меньше, хотя существует тоже давно. В наши дни он развивается очень интенсивно.

Портрет-тип акцентирует социальные черты людей. «Портрет рабочего», «Портрет крестьянина», «Сеятель» — примеры таких обобщенных образов. Они всегда остросоциальны. В позе, осанке, выражении лица узнаются типичные черты людей определенного вида труда, общественного положения, образа жизни, культурного уровня, воспитания. Индивидуальность в них выявляется нерезко.

То же самое и в портрете-характере, который показывает общие природные свойства человеческой натуры и говорит о живости или медлительности, активности или пассивности, замкнутости, вспыльчивости, мечтательности и других ее чертах. Таковы, например, «Мужской портрет», «Женский портрет», «Голова девушки» и др. Мы видим то решительные, волевые мужские лица, то нежные девичьи, наивные детские. По если скульптор ставит задачу выделить главное свойство, это вовсе не значит, что он может совершенно отбросить все другие. Он лишь усиливает одно, смягчая остальное. Если же исполнитель «играет на одной ноте», станковый портрет превращается в схему и теряет художественную силу.

Портрет-настроение или состояние обычно носит те же названия, что и портрет-характер («Мужской портрет», «Голова девушки» или «Мечты», «Грусть», «Размышление» и т. и.). Такие портреты остроэмоциональны, но опять же отнюдь не одноплановы. Лирические портреты подкупают плавностью, певучестью линий. Произведения такого рода в зависимости от авторского замысла решаются либо в «традиционных» формах (бюст и т. и.), либо в форме композиционного портрета оригинального решения с относительно развитым сюжетом и обрисовкой места действия. По это, конечно, не означает, что остальные, так называемые традиционные, формы исключают творческий подход к ним.

«Традиционные» формы — это голова, бюст, поясное изображение, или полуфигура, поколенное изображение, фигура, сложившиеся в основном на опыте изображения конкретных людей. Но при решении портретов-обобщений применимы не все «традиционные» формы. Чаще всего встречается голова или погрудное изображение, полуфигура, а не фигура. Если же человек изображен во весь рост, то работа переходит в жанр тематической композиции (непортретной фигуры). Общеизвестными примерами являются «Антверпен» и «Грузчик» К. Менье, изображающие одну модель, но относящиеся к разным жанрам.