Римский портрет

Римский портрет

В истории античного искусства выдающееся место занимает римский портрет, наследие которого отчетливо показывает силу и убедительность иного подхода к изображению — конкретной характеристики людей.
Развитию портрета у римлян, как известно, способствовала отечественная традиция поклонения предкам, маски которых должны были находиться в жилище.

Римляне многому научились у своих соседей греков, в частности, они хорошо владели умением снимать восковые маски. Бюсты носили станковый характер в самом прямом смысле слова и хранились на полках в доме. От ранних примитивных бюстов (портрет поэта Энния) искусство портрета шагнуло далеко вперед. Пристрастие римлян к документальности сказалось в том, что, не следуя грекам, видоизменявшим маски, римские мастера надолго сохранили любовь к гипсовым отливкам и старались показывать в лице все до подробностей. Жесткость линий, резкость моделировки форм и предельная точность изображений делали их искусство грубоправдивым, хотя и не натуралистическим. Портреты хорошо передавали характеры людей, часто тоже резкие, грубые.

Римский портрет был разнообразен. Кроме обычного портрета с натуры, получил развитие портрет-аллегория. Это был по сути дела портрет-обобщение, но на римский лад. Он давал такое же конкретное изображение, как и все другие портреты, при этом дополнялся атрибутами богов (венком богини Цереры и т. и.). Среди композиционных решений наибольшую популярность приобрели бюст и фигура.

Благодаря разному построению бюстов характеры моделей запечатлены в них особенно ярко. Для современного художника наследие римского портрета — богатейшая школа повышения мастерства в области композиции и психологического анализа. Какие разные типы людей представляет нам эта портретная галерея! В ней знатные патриции и пробившиеся к власти авантюристы, поэты и военачальники, философы и дельцы. Точно рисуя характеры, скульпторы смогли дать широкую картину жизни. Исследователи обоснованно утверждают, что в облике полководцев, политиков, императоров и именитых граждан, как в зеркале, отразилась жестокость нравов, грубость и эгоизм властителей, объятых жаждой наживы, чувством постоянного беспокойства и неуверенности в будущем. Когда мы смотрим на портреты, то замечаем, что многие лица лишены улыбки, хмуры пли грустны. Каждый несет в себе частицу общей тревоги. Портретная галерея, созданная безымянными мастерами, запечатлела всю эпоху, показала остроту ее социальных противоречий, приведших к краху Римской империи, раскрыла общее.

Это тем более поразительно, что в работе над официальными портретами скульпторы зависели от заказчика и вынуждены были несколько идеализировать модель. И все-таки в большинстве случаев вуаль лести не скрывала пороков, низменной сущности портретируемых. Передаче внутреннего содержания моделей очень помогало, как уже отмечалось, композиционное решение портретов. Примером могут быть некоторые выразительные портреты времени клавдиев — флавиев. Лицо властного и жестокого Нерона, упрямо смотрящего вперед, кажется, запечатлевает намерение человека смести все, что станет перед ним на пути к цели. Выражению этой мысли помогает постановка головы строго в фас. В портрете обрюзгшего стареющего императора Вителлия, наоборот, удачно использован поворот, при котором голова на толстой шее небрежно отклонилась назад. В ленивой позе угадывается натура чревоугодника. Совсем по-иному дан образ в лирическом портрете молодой римлянки с высокой прической, где применено характерное для многих римских скульптур зигзагообразное расположение осей головы, шеи и груди. Волнистое движение форм создает ощущение подвижности, неустойчивости, соответствующее настроению человека.

В бюстах императоров позднего времени композиционные приемы помогают оттенить контраст между импозантностью вида и драматизмом чувств моделей. Портреты Траяна и Каракаллы, очень динамичные по композиции, захватывают значительно большую, чем в прежних работах, часть груди, эффектно показывают драпировки костюма, отмечающего высокий сан портретируемых. А резкий поворот головы в сторону от зрителя и хмурое выражение лиц передают тревожное душевное состояние людей.

В римском портрете обращает на себя внимание также умение хорошо размещать скульптурные формы в среде, создавать ощущение большого объема и использовать свойства материала. В этом отношении интересен широко известный портрет Филиппа Аравитянина в императорском облачении, дающий исчерпывающее представление о модели. Нарядная одежда контрастирует с лицом грубого «солдатского» императора и одновременно укрупняет объем.

Наследие древнеримских мастеров внесло громадный вклад в историю портрета и оказало большое влияние на искусство нового времени.