Современный портрет

Современный портрет

Попытку обновить художественный язык портрета делали кубисты. Однако крайне условная манера исполнения, которую можно видеть на примере портрета Ф. Шопена работы польского скульптора Г. Куны, придавала произведениям скорее декоративный, чем станковый, характер и вносила мало нового в разговор о самом человеке.

Содержательно и ярко рассказали о современниках те мастера, которыми руководила глубокая любовь к людям и искренняя заинтересованность в их судьбах. Художники разных взглядов и творческой ориентации по-разному отвечали на вопрос «каков он, человек XX века?», но были единодушны в утверждении, что наш современник необычайно сложен.

Неразрешимые противоречия мира, гонения па передовую мысль усилили в людях тревогу за будущее. В портрете умножились конфликтные образы. В облике поэта Хеллаакоски финский скульптор В. Аалтонен оттенил следы жизненных бурь. Лицо немолодого мужчины сурово, губы плотно сомкнуты, между бровями залегла скорбная складка. Темные от невысказанной боли глаза говорят о трудной судьбе человека, подавленного, но не сломленного.

В соответствии с целью дать концентрированное выражение переживаний Аалтонен ограничивается изображением головы, делая срез по линии шеи, и без каких-либо переходов и обрамлений кренит ее к кубической подставке. Такая «безыскусственность» композиционного решения согласуется с откровенной прямотой повествования о жизни и человеке, сложность которых не терпит уже никаких усложнений. (Так же непривычно просто без «обрамления» показывается теперь человек в портрете в виде полуфигуры или поколенного изображения.)

Изображение только головы чрезвычайно распространено в портрете XX века. Об этом можно судить по произведениям многих мастеров: «Голова ангела» (портрет К. Кольвиц) Э. Барлаха, «Голова Инге» Дж. Манцу и др.

Исторические примеры, на которых мы останавливались, не претендуют на сколько-нибудь полное изложение истории жанра, однако дают возможность представить остроту и сложность проблем, всегда стоявших перед портретистами.

Весь накопленный опыт показывает, что молодым мастерам дается богатейший материал для осмысления и дальнейшей разработки. Без понимания того, что истинный портрет — это обязательно содержательный разговор о человеке, его судьбе, месте в жизни, молодой скульптор нескоро придет к нужным результатам. Знание структуры художественного образа в портрете, всегда сочетающем особенное и общее, индивидуальное и типическое, может помочь направить поиски по правильному пути.

Нужно усвоить также, что понятие общего исторически изменчиво и обязывает скульптора остро чувствовать, глубоко понимать требования времени. Реалистическое искусство, обладая наибольшими возможностями раскрытия существенных сторон жизни, ведет к самому совершенному выполнению этих требований.