Жанр портрета

Жанр портрета

Если портреты в целом так разнообразны, то уместно задаться вопросом: что же отличает все-таки этот жанр от других внешне? Можно сказать, что общей чертой портретного жанра является преимущественный интерес к лицу человека, что чувствуется даже в портретной фигуре. Лицо является зеркалом души, раскрывает характер, идею.

Хотя человек — главное действующее лицо всех жанров скульптуры (за исключением анималистического), в портрете он предстает иначе, чем в других жанрах. Портретист дает человеку личностную характеристику, т. е. показывает его со всеми присущими ему как личности — общественной единице — свойствами. Соотношение свойств может быть натуральным, как в случае изображения конкретного человека, и чуть измененным, с акцентом на одно из них, как в портрете-обобщении. По в любом случае мы видим в портрете четко очерченными природные и социальные, физические и духовные черты личности.

По каждому портрету можно прочесть целую биографию человека, даже класса, узнать о среде, которая ее определила, потому что эта биография типична для данной среды. Духовные черты человека раскрываются через внешние, физические. Анализируя, отделяя нужное от случайного, ища типическое, скульптор создает тот целостный или, как еще говорят, синтетический образ, который представляет собой действительно философски емкое воплощение размышлений о человеческой жизни.

Итак, мы опять пришли к понятию особенного и общего, по уже в ином, главном для нас смысле. Особенное — это личность человека, общее — основные закономерности бытия. В портретном жанре это особенное имеет самую яркую по сравнению с другими жанрами характеристику. Поэтому портрет обоснованно занимает первое место в системе жанров, опирающейся на постепенное нарастание и усиление общего и сокращение особенного. Как видим, нам все время приходится обращаться к терминологии философии и эстетики, ибо скульптура тоже ведет к познанию наиболее общих закономерностей бытия.

Широта содержания портретного искусства вызвала к жизни многообразие его видов. Портрет изображает не только современников, но и давно умерших людей или воображаемые лица. В зависимости от этого он делится на воображаемый портрет, исторический портрет и натурный.

Для портретного искусства очень важен также художественный аспект, в котором рассматривается человек. В парадных портретах упор делается на социальную характеристику, на общее; в интимном, камерном портрете — на индивидуальное, личное. Однако это опять-таки не означает, что одна черта исключает все другие.

Пониманию сущности портрета помогает знакомство с историей его возникновения. Хотя портретный жанр — один из древнейших, он не первый по времени возникновения. Своим происхождением он обязан потребностям сравнительно развитого человеческого общества, имевшего представление о ценности личности (вождя, воина и т. и.).

Стоит задуматься над вопросом: а что возникло раньше — изображение конкретного человека или портрет-обобщение? Примеры показывают, что обобщенное представление о человеке сложилось раньше, а конкретизация усиливалась по мере развития общества, человеческого сознания и художественного опыта.