Однофигурная композиция в 20 веке

Однофигурная композиция в 20 веке

Развитие однофигурной композиции скульпторами в 20 веке

 

Чтобы отчетливее увидеть единство традиций и новаторства в лучшей статуарной скульптуре конца XIX — начала XX века, имеет смысл остановиться еще и на таких, казалось бы, «нетрадиционных» произведениях, как «Идущий» и «Сидящий» А. Голубкиной.

Опираясь на достижения Родена и Менье, Голубкина приближает своего героя к повседневности и снимает с него какую бы то ни было пелену приукрашенности. Неопрятные рваные мазки глины и грубоватые движения словно подчеркивают безразличие моделей Голубкиной к своей наружности. «Сидящий» неловко привалился к глыбе камня, выставив вперед большие, отнюдь не изящные ступни. Кисти рук «Идущего» велики, шаг неровен и неуклюж. Проникая в самую сущность натуры рабочего человека, скульптор глубоко постигает его внутренний мир. Ритм движения «Идущего» многозначителен. Преодолевая инерцию, человек как бы набирает все большую энергию. Это символ революционного пробуждения масс. И все же, исполняя фигуру, скульптор не игнорирует традиционных приемов ее постановки, совмещения двух моментов — покоя и движения.

Завершая разговор об особенностях тематики, содержания и формы статуарной скульптуры, нужно отметить, что в начале нашего века в русской скульптуре и в мифологическом жанре наметилась тенденция к сближению с современностью. Об этом хорошо сказал С. Коненков, пояснивший идею своей композиции «Самсон, разрывающий узы». «Мне хотелось, — говорил С. Коненков, — отразить в этой статуе настроение окружавшей меня жизни. Я видел, что конец народному долготерпению близок, что колосс — народ не в силах больше выносить сковывающих его цепей. Вот-вот и он сделает усилие, чтобы разорвать крепкие, веками сковывающие его путы».

Таким образом, возможности для отражения современности у статуарной скульптуры большие и разнообразные. Об этих художественных возможностях жанра говорят и многие произведения первого десятилетия нашего века. Их авторы сумели сказать о красоте мира, о нравственных ценностях. А. Майоль раскрывает представление о них подчеркнуто весомыми, спокойными, уравновешенными скульптурными формами, А. Бурдель — экспрессивными, динамичными.

Но для программно-тематической композиции в зарубежном искусстве в целом XX век стал периодом тяжелых испытаний. Появление кубизма, абстракционизма и других направлений привело прежде всего к чрезвычайному обеднению, одностороннему развитию жанра. Разрушительные процессы в буржуазном обществе лишили искусство возможности целостного отображения мира. В век отрицания скульптура утрачивает свою роль как искусство утверждающее. Отрываясь от действительности, она нередко переходит к отвлеченному бунтарству.

В этой обстановке своим гуманизмом, целостностью, наполненностью мыслью выделяются работы Дж. Манцу. Скульптор конкретно и вместе с тем широко показывает наше время. Главный герой Манцу — современный городской человек с его привычками и особенностями внешнего облика. Манду не идеализирует своих героев, не принижает, а говорит просто, естественно и вместе с тем поэтично, выявляя скрытую от невнимательного глаза удивительную красоту лиц, строгую пластику тел. Таковы работы Манду на тему «Танцовщица». Вот он, наш современник, как бы говорит художник, — сложный в своей простоте, открытый и одновременно не до конца понятный, деловой, думающий, мечтающий. При очевидной новизне произведения Манцу, пластически красивые, строгие, тоже неотделимы от общей линии развития жанра.

Приведенные примеры показывают, что содержание и форма в статуарной скульптуре определяются многими факторами: общественно-исторической обстановкой, художественным направлением, индивидуальностью художника и др. Скульптура постоянно изменяется, развивается. Содержание, вкладываемое в понятие «общее», тоже видоизменяется: в одни эпохи общее больше тяготеет к социальному, в другие — к нравственному или гармонично сочетает то и другое и т. д. Общее постоянно взаимодействует с особенным, роль которого то возрастает, то сокращается в зависимости от художественных задач. Но как бы то ни было, в любом случае в статуарной скульптуре общее довлеет над особенным, подчиняет его себе.

В XX веке значение исторического и особенно мифологического жанров статуарной скульптуры заметно уменьшилось. Зато возросла роль «современного» жанра.