Однофигурная композиция в эпоху Возрождения

Однофигурная композиция в эпоху Возрождения

Развитие однофигурной композиции скульпторами эпохи Возрождения

 

Периодом нового подъема (а по мнению некоторых, — становления) в истории жанра стала эпоха Возрождения. Учась у античных мастеров, скульпторы вновь используют приемы устойчивой постановки фигуры, свободного распределения масс в пространстве. Статуи становятся достоянием общественности, выражают классовые интересы. Но статуарная станковая скульптура эпохи Возрождения развивалась в основном в рамках религиозной, мифологической тематики, средствами которой раскрывала идеи и понятия своего времени; мысли выражались в ней иносказательно. «Современного» жанра (как в античный период) не было. Это положение надолго укрепилось в статуарной скульптуре и стало считаться чуть ли не единственно приемлемым. Правда, мастера Возрождения своеобразно развивали мифологический жанр, приближая его к «современному».

Пробуждение творческой, созидательной силы и самосознания народа воплощено в образе юного «Давида» Донателло. Ощущение полноты бытия, неисчерпаемости сил, уверенности в себе борцов за новую жизнь запечатлено в других работах XV века. Эти чувства составляют то общее, которое отчетливо выразило интересы нарождающегося класса — буржуазии, ее жажду деятельности, уверенность в своих силах. Соответственно меняется характер и внешность героя, т. е. особенное. Облик мифического героя вбирал в себя черты свободолюбивых флорентийцев. Непринужденная горделивость позы, чувство превосходства, которое сквозит даже в радостной улыбке и скромно опущенных глазах Давида, отчетливо передают состояние героя.

Опираясь на один и тот же мифологический сюжет, скульпторы вкладывали в образ каждый раз новое содержание. У Вероккио горделивый «Давид» ликует с полным сознанием своего успеха. Радость уступает место тревоге в «Давиде» Микеланджело. Его «Давид» становится символом противоречий эпохи. (Как известно, эта статуя создавалась как станковая и лишь после окончания ее было решено установить на площади.) Не душевное равновесие, не упоение успехом, а волевое напряжение, гнев и грозная сила, восставшая против несправедливости, отличают черты борца с тиранией. Сила и правда образа потрясли современников, увидевших в нем, как в зеркале, самих себя, свои надежды и тревоги. Давид стал знамением времени. Таких экспрессивных и полных гражданского пафоса образов мифологический жанр скульптуры еще не знал. Соответственно содержанию изменилась форма. Давид прекрасен, могуч и величествен как истинно титаническая личность по понятиям людей эпохи Возрождения. Но напряженность позы и выражения лица героя, следы противоборства душевных сил на нем говорили о том, что человек в искусстве XVI века был уже далек от идеальных, гармоничных образов. Он становился олицетворением жизненных бурь.

Как известно, Микеланджело внес много нового и в композиционное построение фигуры. Скульптура «Давид» рассчитана на круговой осмотр. Вспомним высказывание Бенвенуто Челлини: «Я полагаю, что среди всех искусств рисунка скульптура в семь раз наиболее великое: ведь статуя, принадлежащая к искусству скульптуры, должна иметь восемь точек зрения, и все они должны быть одинаково хороши. Именно в этом выявилось совершенство Микеланджело, так как он осознал величие этого искусства».