Станковый рельеф

Станковый рельеф

Станковый рельеф как самостоятельный вид искусства

 

Станковый рельеф объединяет произведения разные по содержанию. Рельеф делится на низкий, средний (барельеф), высокий (горельеф) и контррельеф, в котором изображение углублено в нетронутую поверхность доски или камня. (Теперь к контррельефу относят и ажурную графику; в ней рисунок читается на просвет). Разумеется, эти два вида допускают всевозможные вариации. Понятия «высокий» — «плоский» надо понимать относительно: разница между ними определяется отношением между выпуклостью рельефа и протяженностью, занимаемой им плоскости.

Рельеф вышиной в четыре сантиметра на широкой плоскости покажется плоским, на маленькой плоскости — высоким. При этом выпуклость рельефа часто зависит не только от специальных намерений художника, но и от материала, техники, освещения.

Растяжимость металла позволяет делать очень выпуклый рельеф. Мрамор не допускает очень глубоких прорывов и взрыхлений, поэтому природе мрамора более соответствует плоский рельеф. Плоский рельеф рассчитан на рассмотрение с близкого расстояния, высокий — на рассмотрение издали. Высокому рельефу выгоден прямой, сильный свет (фриз Пергамского алтаря), плоский выигрывает в мягком, заглушенном свете (фриз Парфенона, расположенный под навесом колоннады).

Изготовление рельефа из мрамора весьма трудоемкая работа, связанная с удалением материала заднего фона. С другой стороны, рельеф из мрамора менее хрупок и более надежно закрепляется по сравнению с круглой скульптурой.

В рельефе могут быть созданы многофигурные тематические композиции, портрет, работы на анималистическую тему, пейзаж и натюрморт, чего нет в круглой скульптуре. Однако к наиболее устойчивым видам изображений (как показывают материалы истории) относятся портрет и многофигурная сюжетная композиция.

Что такое рельеф?

Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу — развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространств, планов и создания иллюзии округлости объёмов, тонкая моделировка форм — позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, так называемого живописного рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, скульптурного памятника и т. д. или быть самостоятельным станковым произведением.

По отношению к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф. Углублённый рельеф (т. н. койланоглиф, или рельеф «еn creux», т. е. вырезанный на плоскости контур) получил применение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углублённого рельефа является т. н. контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он был рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий — барельеф и высокий — горельеф, значительно более распространён: он известен уже в эпоху палеолита, позднее — в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельефы на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени.

Что такое барельеф?

Барельеф (франц, bas-relief, т. е. низкий рельеф) - вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона. Изобразительные и орнаментальные барельефы— распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Барельефные изображения обычно помещаются также на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях, геммах.

Что такое горельеф?

Горельеф (франц, haut-relief, от haut — высокий и relief — рельеф, выпуклость) - вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Мо­нументально-декоративные горельефы часто ис­пользовались в архитектуре.

Изображение Профиля

Изображение Профиля

Обычай создавать портретные изображения в виде медальонов ведет свое начало от изготовления печатей, а также монетного дела. Более крупный рельеф обязан возникновением древнеримской традиции украшать жилище щитами с масками предков.

Читать дальше
Композиция в рельефе

Композиция в рельефе

Разнообразие художественных приемов в рельефе отчетливо видно на примере тематической многофигурной композиции. В круглой станковой скульптуре число фигур ограничивается известными пределами.

Читать дальше
Пространство в рельефе

Пространство в рельефе

Пространство в рельефе показывается по-разному. В одних случаях оно ограничивается небольшой «сценической» площадкой, расположенной по краю, параллельно картинной плоскости; все фигуры тогда движутся параллельно этому краю.

Читать дальше
Египетский рельеф

Египетский рельеф

Наиболее распространенная теория выводит его из рисунка, из контурной линии, врезанной в поверхность стены. Такой вывод напрашивается при изучении памятников Древнего Египта.

Читать дальше
Греческий рельеф

Греческий рельеф

Можно предположить, что греческий рельеф возник из двух источников — из контурного, силуэтного рисунка и из круглой статуи. В течение всего архаического периода происходит как бы сближение этих двух крайностей.

Читать дальше
Классический рельеф

Классический рельеф

Классический рельеф занимает в известной мере промежуточное положение между скульптурой и живописью. По материалам и технике, по значению для него осязательного восприятия рельеф принадлежит скульптуре.

Читать дальше
«Живописный» рельеф

«Живописный» рельеф

Сущность «живописного» рельефа заключается в отрицании плоскости фона, ее уничтожении, или в иллюзии глубокого пространства, или в слиянии фигур с фоном в оптическое целое

Читать дальше
«Обратный» рельеф

«Обратный» рельеф

Наряду с нормальными, традиционными типами рельефа изредка встречается своеобразный третий тип, который можно было бы назвать несколько парадоксально — «обратным» типом рельефа.

Читать дальше
Современный рельеф

Современный рельеф

С усилением интереса к живописной манере лепки в конце XIX века появляется тип изображений, имитирующий живописные полотна того времени с мягкостью импрессионизма, неясностью очертаний предметов.

Читать дальше