Изображение профиля

Изображение профиля

Изображение профиля в рельефе

 

Обычай создавать портретные изображения в виде медальонов ведет свое начало от изготовления печатей, а также монетного дела. Более крупный рельеф обязан возникновением древнеримской традиции украшать жилище щитами с масками предков. У римлян такие композиции носили название «тондо».

Профиль человека в рельефе

Лицо человека в рельефе обычно изображается в профиль, так как такой поворот дает наименьшее искажение формы при ее уплощении; иногда встречается поворот и в три четверти.

Греки же со свойственным им поэтическим восприятием мира объясняли общее пристрастие рельефа к профильному изображению традицией, положившей, по преданию, начало всей скульптуре. Античная легенда рассказывает, что девушка, желая запечатлеть черты своего возлюбленного, очертила на стене его тень, а отец девушки, заполнив силуэт глиной, создал таким образом первый рельеф. Как ни наивна эта история, она очень правильно отмечает главную особенность портрета в рельефе. Он, действительно, обычно имеет цель с большей или меньшей степенью документальности запечатлеть образ. В композиционном отношении эти портреты не очень разнообразны. Чаще всего можно видеть изображение головы и части шеи. Однако многие портреты удивительно поэтичны.

Профильные изображения мы обнаруживаем и на предметах украшения, которые создавались древнеримскими мастерами-камнерезами. Примером может служить знаменитая камея Гонзага. Тонко моделированная форма лиц передает острохарактерный облик патриция и его жены. Камень кажется оживающим на глазах. Портрет Екатерины Австрийской работы X. Кельстви на маленькой игральной шашке (XVI в.) выполнен тоже в традициях станковой пластики с присущей ей детальной проработкой форм, постепенным сокращением расстояний между выступающими частями по мере их приближения к фону. Резкая очерченность контура волос, складчатой одежды и ожерелья-цепочки оттеняет типичное для немецкой пластики того времени пристрастие к суховатой манере исполнения.

Профильные изображения стали отличительной чертой медалей, выбивавшихся в честь выдающихся лиц и событий. Медальерное дело выделилось в самостоятельную область искусства. Медалям присуща ювелирная отточенность форм и отсутствие поднутрений, мешающих отливке. Медальеры, как правило, стремятся к максимальной доходчивости изображения. Говоря о своей работе, Ф. Толстой подчеркивал, что, по его мнению, особенность медали состоит в том, что замысел исполнителя всегда должен быть предельно ясен, чтобы «всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к надписи, на какой случай она выбита». Скульптор Д’Анжер в портрете Ф.-Ж. Тальма создал яркий индивидуализированный образ актера. Он показал артистичность его натуры. Благородный профиль и выражение липа говорят о высоком строе чувств великого трагика. В портрете польского историка Лелевеля Д’Анжер показал утомленность кропотливого исследователя.

Если скульптор работает не над медалью, а над станковым портретом, то благодаря более сложному построению формы с поднутрениями он достигает большей пластической выразительности и глубины образа.