Композиция в рельефе

Композиция в рельефе

Разнообразие художественных приемов в рельефе отчетливо видно на примере тематической многофигурной композиции.

Многофигурность — черта, типичная именно для рельефа. В круглой станковой скульптуре число фигур обычно ограничивается известными пределами. В рельефе же имеется возможность показывать не только массовые сцены, но и фон, на котором они происходят. Поэтому рельеф оказывается совершенно необходимым в случаях, требующих развернутого изложения какого-либо события.

В частности, он широко использовался для иллюстрирования евангельских и библейских сюжетов. Такие работы были популярны уже в культовом искусстве средневековья. В эпоху Возрождения скульпторы Италии обогатили их новыми достижениями в трактовке пространства, перспективы, человека, сохранив главную черту — сюжетность. Приподнятые светлые чувства часто придавали евангельским и библейским сценам в станковом рельефе мажорный строй, а пластике — необычайную выразительность.

Певучестью линий, нежностью форм отличался рельеф А. Росселино «Мадонна с младенцем». Евангельскую сцену скульптор трактует как эпизод из реальной жизни. Мадонна — молодая горожанка в нарядном платье с радостной улыбкой на губах. Лицо младенца светится безмятежным счастьем. Невысокий рельеф создает полное ощущение глубины пространства за счет пропорционального сокращения объемов.

Скульпторы Возрождения работали в так называемом живописном рельефе, для которого характерно многоплановое построение и изображение фигур в реальной среде. Мастера рельефа достигли такого совершенства в изображении пространства, что их произведения с полным основанием стали называть объемными картинами. Такими, например, являются работы А. Ломбарди «Рождение Афины» и «Спор Афины с Посейдоном», А. Поллайоло «Рождение Иоанна Крестителя» и др.