Современный рельеф

Современный рельеф

С усилением интереса к живописной манере лепки в конце XIX века появляется тип изображений, имитирующий живописные полотна того времени с импрессионистической мягкостью, неясностью очертаний предметов. Предпринимаются попытки создавать пейзажи настроения, изображать лес, море. С другой стороны, создаются и такие скульптуры, в которых изображение заменяют комбинации из геометрических фигур, вырезанных из разных материалов и смонтированных на плоскости.

Обостренный интерес к фактуре материалов, способу их обработки, желание сохранить свежесть следов от рабочих инструментов сказались даже на манере скульптора-реалиста Дж. Манцу, пластически выразительные композиции которого на тему «Художник и модель» отличает своеобразный прием очерчивания силуэтов фигур резкой, рваной по краям линией-бороздкой.

Богатство изобразительных возможностей рельефа привлекло к нему внимание многих современных художников. Рельеф стал одной из излюбленных областей творчества, неотделимого от экспериментирования. Мастера внесли новое в тематику рельефа разработкой тем из народной жизни и своеобразно использовали язык народной резьбы по дереву для усиления национального колорита произведений. Скульпторы много внимания уделили разработке пространственного построения формы и принципов композиции, исходя из опыта современной живописи. Отказ от традиционного последовательного раскрытия сюжета привел к совмещению нескольких сюжетов на одном «полотне». Это повысило концентрацию информации в содержании и привело композиции в соответствие с усложненным пониманием пространства и мировосприятием человека XXI века. Мастера открывают новые и новые возможности рельефа.