Миф о Клеобисе и Битоне
Согласно греческиому историку Геродоту, царь Крез однажды спросил у афинского мудреца Солона, кто, по его мнению, самый счастливый человек на свете. После того как Солон назвал имя афинянина Телуса, которого царь не знал, Крез спросил его, кто второй счастливейший человек в мире. Крез ожидал, что Солон назовет его имя хотя бы вторым, но Солон назвал Клеобиса, юношу из Аргоса, и его брата Битона. Легенда гласит, что однажды их мать, жрица, должна была отправиться в храм на праздник Геры Аргосской. Когда быков их матери не нашлось, братья впряглись в повозку своей матери и отвезли ее к храму. Прибыв на праздник, мать молила Геру о даре сыновьям за их преданность, прося ее дать своим детям лучший подарок, который бог мог дать смертному. Богиня исполнила ее желание. Клеобис и Битон заснули в храме и больше не проснулись. Это был подарок, который Гера подарила братьям - смерть во сне. Аргивяне сделали статуи юношей, - завершает рассказ Геродот, - и преподнесли их в Дельфы как статуи самых почетных лиц.
Статуи Клеобиса и Битона, Археологический музей, Дельфы
Сильно сложенные и тренированные фигуры атлетов художественно убедительны. Образность прослеживается в голове, широкоплечем теле, мускульном напряжении рук и ног, а мышцы живота и коленные чашечки лишь графически подчеркнуты. В трактовке лица и волос прослеживается традиция искусства Дедала. Влияние египетского канона заметно в общем композиционном решении фигур и в трактовке деталей. Однако это уже типично греческое произведение. Легкая улыбка придает произведению юношескую жизнерадостность. Телосложение Клеобиса сильное и мускулистое. Широкие плечи развернуты, талия кажется стройной. Мощные крупные мышцы ног, особенно бедер и икр, немного не пропорциональны рядом с тонкими коленями и лодыжками. Скульптор еще не стремился к гармоническому единству частей, которое позднее будет достигнуто в классической скульптуре.
Статуи Клеобиса и Битона, Археологический музей, Дельфы
Для «Клеобиса и Битона» характерен резкий, но довольно схематичный акцент на строении человеческого тела. Фигуры расположены строго фронтально и, за исключением вынесенной вперед левой ноги, почти симметричны, движения фигур изображены в привычной манере. В этом изображении воина-гоплита, физически развитого и готового к бою, его духовные качества (мужественность, стойкость, решительность и т.д.) представлены в самом примитивном и неопределенном виде. Однако образ скульптуры духовно просветлен, в нем присутствует чувство освобождения человеческого сознания. Эти сложные эмоции определяли основы древнего общества, которое уже в VI веке до н.э. было внутренне свободным и человечным. Клеобис подобен юноше, пробудившемуся от многовекового сна и ощутившему свою безграничную силу и потенциал. Клеобис - человек, перед которым реальный мир раскрыл все свое великолепие. Глаза молодого человека широко раскрыты, брови высоко подняты. Он удивлен и восхищен разворачивающимся перед ним миром. Скульптору удалось показать первобытную красоту человека, еще недостаточно активного и мужественного, а потому, возможно, и более прекрасного.
Клеобис изображен обнаженным. Этим она отличается от египетских статуй, которые обычно носили короткие передники — схенти. В древности, по преданию, один из эллинских атлетов во время состязаний снял хитон и с тех пор атлеты стали состязаться обнаженными. Победителям воздвигались обнаженные статуи. В этих статуях атлеты прославлялись как герои. Такие памятники олицетворяли силу, мужество и красоту победителей. Нагота в греческой скульптуре с древности стала выражением героического характера. Таким образом, герои отличались от своих современников. Хотя Клеобис изображен обнаженным, зритель замечает, что скульптор не пытается обмануть его и сделать похожим поверхность мрамора и его кожи. Материал статуи - камень, но скульптор не пытается скрыть это, а, наоборот, подчеркивает слегка шероховатую поверхность, как бы обнажая красивую коричневую патину, покрывающую камень. Мастер пытается передать силу и внутреннюю стойкость юноши через крепкую, плотную фактуру самого камня. Появляются определенные условности архаической скульптуры, которые гармонируют с поэтическими метафорами. Красота и мощь камня мрамора соотносится в сознании зрителя с величием атлета.
Статуи Клеобиса и Битона, Археологический музей, Дельфы
Статуи Клеобиса обладают декоративностью, присущей искусству VI в. до н.э. Скульптор оживил гигантскую пластичную фигуру узорами примерно так же, как древние зодчие украшали терракотовыми деталями громоздкие, тяжелые элементы храмов. Клеобис изображен с длинными вьющимися волосами, собранными в три пучка от плеч до спины. Завитые колечки волос изображены в виде узелков на мраморе. Архаические скульпторы предпочитают сочетать нарядные декоративные узоры с гладкими поверхностями. Чаще всего такие контрасты используются при изображении тщательно завитых локонов, спускающихся на спину. В статуе Клеобиса острый рот с прямой верхней губой и треугольной нижней губой и уши несколько условны, как бы декоративны. Такой условный характер трактовки деталей в античных статуях иногда обусловлен абстрактным и образным принципом решения изображения. Однако эта ограниченность часто является достоинством такой скульптуры. Отсутствие мастерства в изображении видимых деталей приводит к монументальности фигуративного объекта, в котором выражена общая идея.