Определение и масштабы скульптуры
Скульптура — это одно из основных направлений изобразительного искусства, охватывающее множество форм и техник. В самом широком смысле термин «скульптура» используется для описания крупных произведений искусства, которые иногда называют монументальными. Это определение может относиться как к масштабу произведений, так и к их связи с архитектурными сооружениями. Тем не менее, это понятие охватывает и множество небольших работ, выполняемых в трёхмерной форме с использованием аналогичных техник: включая медали, монеты, резьбу по камню и другие формы мелкой пластики.
Историческое развитие скульптуры
Монументальные скульптуры имеют долгую историю, берущую свои корни в древности. Самая большая известная статуя, высота которой составляет 182 метра — это Статуя Единства в Индии, открытая в 2018 году. Среди прочих значительных форм портретной скульптуры можно выделить конную статую, изображающую всадника на лошади. Такие статуи стали редкостью в последние десятилетия. Наиболее компактные формы портретной скульптуры — это голова, показывающая только лицо, и бюст, представляющий человека от груди вверх. К малым формам скульптуры также относятся фигурки и рельефы, а также медали и монеты.
Нематериальные формы и современные тенденции
Важной частью современного и современного искусства стали нематериальные формы скульптуры, включая звуковую и световую скульптуру, экологическое искусство, уличную скульптуру, кинетическую скульптуру (включающую элементы физического движения) и искусство, созданное конкретно для определённого места. Скульптура занимает важное место в общественном искусстве. Скульптуры, помещенные в сад, часто называются скульптурными садами. Одной из самых распространённых целей создания скульптуры является их связь с религией. Культовые изображения встречаются во многих культурах, хотя это не всегда огромные статуи божеств, как, например, статуя Зевса в Олимпии. Внутри египетских храмов, как показал анализ, культовые изображения, скорее всего, были довольно маленькими, даже в самых крупных святилищах.
Значение скульптуры в культурах
Аналогичная ситуация наблюдается и в индуизме, где очень простая и древняя форма символа лингам является наиболее распространенной. Буддизм принес скульптуру религиозных фигур в Восточную Азию, где, похоже, ранее не существовало аналогичной традиции, хотя простые формы, такие как би и конг, вероятно, имели религиозное значение.
Малые скульптуры в качестве личных предметов искусства насчитывают свои корни в самом раннем предисторическом искусстве. Использование очень крупных скульптур для общественного искусства, особенно для того, чтобы впечатлить зрителя властью правителя, восходит по меньшей мере к Великому Сфинксу, который был создан около 4 500 лет назад.
В археологии и истории искусства появление, а иногда и исчезновение крупных или монументальных скульптур в культуре считается важным событием. Однако проследить их возникновение часто затруднительно из-за предполагаемого существования скульптур, изготовленных из дерева и других органических материалов, о которых нет никаких записей.
Тотемные столбы — это пример традиции монументальной скульптуры из дерева, оставляющей за собой никаких следов для археологии. Способность привлечь ресурсы для создания монументальной скульптуры, перевозя тяжелые материалы и организуя оплату работы скульпторов, считается признаком относительно развитой культуры с точки зрения социальной организации.
Недавние неожиданные открытия фигур древнего китайского бронзового века в Сансиндуй, некоторые из которых имеют размеры более чем в два раза превышающие человеческий рост, повергли в шок множество представлений о ранних китайских цивилизациях, ведь ранее были известны только очень небольшие бронзовые изделия.
Некоторые, безусловно, развитые культуры, такие как цивилизация Индской долины, по всей видимости, не имели монументальной скульптуры, несмотря на производство очень сложных фигурок и печатей. Культура Миссисипи, похоже, была на пути к использованию монументальной скульптуры, создавая небольшие каменные фигурки, когда она рухнула. Другие культуры, такие как древний Египет и культура острова Пасхи, со столь раннего этапа, похоже, посвятили огромные ресурсы созданию крупномасштабной монументальной скульптуры.
Таким образом, скульптура как культурный феномен имеет множество граней и форм. От древней простоты до современных сложных интерпретаций, она продолжает вдохновлять и удивлять нас. Художники по всему миру используют этот универсальный язык, чтобы выражать свои идеи и чувства, создавая произведения, которые остаются актуальными и значимыми на протяжении веков.