Самым крупным испанским скульптором 17 в. был Хуан Мартинес Монтаньес (1580—1649) — представитель севильской школы. Его произведения говорят о полном преодолении готических представлений, в них, несомненно, проявилось творческое осмысление достижений ренессансной пластики Италии.
Скульптуры Монтаньеса монументальны, его образам свойственна большая одухотворенность при внешней сдержанности и строгости. Нередко они наделены яркими индивидуальными чертами, переданными с высоким реалистическим мастерством. Одна из самых известных работ Монтаньеса — «Распятие» в соборе в Севилье— показательна для его стиля жизненной убедительностью трактовки обнаженного тела Христа и глубоким драматизмом образа. Полон напряженной экспрессии образ Христа, несущего крест («Страсти Христа», 1619, Севилья, собор). Статуя Мадонны (около 1630) в том же соборе характерна монументальностью пластического решения, простотой очертаний, обобщенностью форм и тонко переданным выражением задумчивой грусти. Многочисленные статуи святых отличает живая экспрессия лиц, наделенных остроиндивидуальными чертами («Св. Игнатий и Лойола», 1610, Севилья, Университетская капелла; «Св. Бруно», около 1634. Севилья. Провинциальный музей изящных искусств). Искусство Монтаньеса стилистически во многом близко творчеству Сурбарана и Веласкеса, с которым его связывали многолетние дружеские отношения и который написал его портрет.