Греческий портрет

Греческий портрет

Портрет в Греции

 

Греческий портрет дает пример не индивидуальной, а обобщенной характеристики человека. Преимущественный интерес к такому портрету мы наблюдаем обычно на ранних стадиях развития искусства. У греков же он стал постоянным, хотя произведения и менялись.

Объяснялось это тем, что греки устанавливали портреты в общественных местах и делали их средством массового воспитания людей. Эти произведения по существу относились к монументальной пластике. Они очень наглядно показывают вариант портрета-типа, получившего позже развитие в станковой скульптуре.

Характер греческого портрета определялся потребностями античного общества, которое превыше всего ставило гражданские интересы. Греки преклонялись перед людьми, способными принести наибольшую, по их мнению, пользу обществу. Такими идеальными людьми они считали, например, философов-мудрецов. Скульпторы подчеркивали только положительные с их точки зрения черты, поучительные для общества. Все личное, индивидуальное отступало в портретах на второй план, что объяснялось именно концепцией искусства, а не неумением художников постигать сущность натуры.

О. Вальдгауэр приводит пример, который указывает па способность греков делать и острохарактерные зарисовки. По свидетельству Плиния, сыновья знаменитого хиосского скульптора Архерма Афенис и Бутад, жившие в VI веке до нашей эры, выполнили для забавы насмешников безобразное лицо поэта Гиппонакта с таким сходством, что последний отвечал им стихами, полными яда. По основная линия портретного искусства была иной.

Изменения портетного искусства в древней Греции

С течением времени греческий портрет становился психологически более разнообразным и показывал различные состояния и характеры людей. Но лицо человека все же было средством воплощения обобщенных представлений о мудрости и страстях, а не показа его неповторимого личного своеобразия. Так, Деметрий из Алопекп изобразил философа Аптисфена взлохмаченным, обремененным заботами, однако и в этом случае портрет воспринимался лишь как обобщенный образ мыслителя, чуждого внимания к своей внешности. Таким же предстает коринфский стратег Пелих. Он показан лысым, полуодетым, с сильно выступающим животом. Греки считали, что подобная внешность хорошо выражала сущность мыслителей. Современники давали очень высокую оценку произведениям Деметрия, называя его «делающим людей».

Обостренный интерес к характерам и переживаниям возник в портрете эллинистического периода, но и в это время он не изменил основной традиции. Портрет-тип стал лишь разнообразнее. Появился портрет-состояние, портрет-переживание. Портрет Александра Македонского Лисиппа олицетворял борьбу чувств. В изображении неизвестного философа или поэта (так называемом «портрете Сенеки») отчетливо выявлено внутреннее беспокойство. Резкий поворот головы и пронзительный взгляд глаз с остро очерченными зрачками наполняет образ необычайным для портретных изображений трагизмом.