Двухфигурная композиция

Двухфигурная композиция

Многофигурная композиция статуарной скульптуры

 

Многофигурная композиция развивает принципы статуарной скульптуры и расширяет круг ее тем и образов. Произведениям этого жанра присуще стремление к предельно широким обобщениям, философская и интеллектуальная глубина, отказ от индивидуализации и бытовых деталей, монументальность, патетика, предельный накал страстей. Персонажи таких композиций — масштабны, значительны, они как бы воплощают в себе основные противоречия века, столкновение страстей, характеров. Ценность композиций такого плана в том, что они нередко говорят о столкновении общественно-исторических сил, от исхода борьбы которых зависит судьба человечества. Художники поднимали в них коренные вопросы бытия. Именно в масштабности, общественной значимости и философской глубине конфликта — отличие лучших скульптурных композиций.

Трагическая коллизия лежит в основе сюжета скульптуры Агесандра, Полидора и Афинодора «Лаокоон». Тема страдания и гибели, популярная в искусстве эллинистического периода, раскрывается здесь особенно ярко, потому что содержание мифа о жреце Лаокооне было близко людям того времени. Греция эллинистического периода страдала от бессилия сопротивляться надвигавшейся угрозе римского порабощения. Люди объясняли происходившее действием силы рока, велением богов. Однако даже в предсмертные мгновения герои не теряли духа борьбы. Это запечатлено в «Лаокооне».

Многофигурная композиция освещает конфликты и иного масштаба, и содержания, например, борьбу страстей и характеров. Будучи близка к жизни, композиция этого плана точнее обрисовывает настроения, типы людей, их манеры. Не сближаясь при этом с бытовым жанром, она сохраняет монументальный строй.

Одним из ранних «нестанковых» примеров двухфигурной группы такого плана является скульптура Мирона «Афина и Марсий», которая изображает столкновение разных характеров. В ней проводится мысль о двух типах людей, двух складах натуры. Композиция переводит на общедоступный язык идеальные представления о мудрых, гордых, прекрасных людях, ценивших превыше всего красоту, и о грубых натурах, не чуждающихся низменного, недостойного. В многофигурной композиции конфликт раскрывался через характеры и через ситуацию, в которой каждый персонаж играл заданную роль. Примером могут служить античные скульптурные группы «Фарнезский бык», «Ниобиды», «Нил» и др.

Типы многофигурной композиции

Типы многофигурной композиции

Типы многофигурной композиции были разнообразны. Но поскольку способ воплощения общего в них аналогичен тому, что мы рассматривали, говоря об однофигурной композиции, здесь имеет смысл остановиться лишь на некоторых особенностях ее формы.

Читать дальше
Двухфигурная композиция Барокко

Двухфигурная композиция Барокко

Искусство барокко открыло путь и другой линии скульптуры — почти безразличной к законам формальной красоты, сугубо натуралистической.

Читать дальше
Двухфигурная композиция Барокко

Многофигурная композиция классицизма

При всех различиях содержания произведений художников классицизма — А. Кановы, А. Торвальдсена, Д. Дюпре, Л. Бартолини — в них можно найти много общего.

Читать дальше