Многофигурная композиция статуарной скульптуры
Многофигурная композиция развивает принципы статуарной скульптуры и расширяет круг ее тем и образов. Произведениям этого жанра присуще стремление к предельно широким обобщениям, философская и интеллектуальная глубина, отказ от индивидуализации и бытовых деталей, монументальность, патетика, предельный накал страстей. Персонажи таких композиций — масштабны, значительны, они как бы воплощают в себе основные противоречия века, столкновение страстей, характеров. Ценность композиций такого плана в том, что они нередко говорят о столкновении общественно-исторических сил, от исхода борьбы которых зависит судьба человечества. Художники поднимали в них коренные вопросы бытия. Именно в масштабности, общественной значимости и философской глубине конфликта — отличие лучших скульптурных композиций.
Трагическая коллизия лежит в основе сюжета скульптуры Агесандра, Полидора и Афинодора «Лаокоон». Тема страдания и гибели, популярная в искусстве эллинистического периода, раскрывается здесь особенно ярко, потому что содержание мифа о жреце Лаокооне было близко людям того времени. Греция эллинистического периода страдала от бессилия сопротивляться надвигавшейся угрозе римского порабощения. Люди объясняли происходившее действием силы рока, велением богов. Однако даже в предсмертные мгновения герои не теряли духа борьбы. Это запечатлено в «Лаокооне».
Многофигурная композиция освещает конфликты и иного масштаба, и содержания, например, борьбу страстей и характеров. Будучи близка к жизни, композиция этого плана точнее обрисовывает настроения, типы людей, их манеры. Не сближаясь при этом с бытовым жанром, она сохраняет монументальный строй.
Одним из ранних «нестанковых» примеров двухфигурной группы такого плана является скульптура Мирона «Афина и Марсий», которая изображает столкновение разных характеров. В ней проводится мысль о двух типах людей, двух складах натуры. Композиция переводит на общедоступный язык идеальные представления о мудрых, гордых, прекрасных людях, ценивших превыше всего красоту, и о грубых натурах, не чуждающихся низменного, недостойного. В многофигурной композиции конфликт раскрывался через характеры и через ситуацию, в которой каждый персонаж играл заданную роль. Примером могут служить античные скульптурные группы «Фарнезский бык», «Ниобиды», «Нил» и др.
Типы многофигурной композиции
Типы многофигурной композиции были разнообразны. Но поскольку способ воплощения общего в них аналогичен тому, что мы рассматривали, говоря об однофигурной композиции, здесь имеет смысл остановиться лишь на некоторых особенностях ее формы.
Двухфигурная композиция Барокко
Искусство барокко открыло путь и другой линии скульптуры — почти безразличной к законам формальной красоты, сугубо натуралистической.
Многофигурная композиция классицизма
При всех различиях содержания произведений художников классицизма — А. Кановы, А. Торвальдсена, Д. Дюпре, Л. Бартолини — в них можно найти много общего.