Надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре было изготовлено в 1780 году. Оно было одним из первых фигурных надгробий в России. Но Гордеев выступал здесь новатором не только в отношении формы мемориального памятника. Новаторство заключалось в самой его выразительности: образ «плакальщицы» глубоко эмоционален и в то же время сдержан. Женщина стоит в профиль к зрителю, одной рукой опираясь на урну с прахом покойной, а другой как будто обнимая щит с ее вензелем; одновременно она показывает его зрителю и сама с печалью созерцает дорогие ей инициалы. Замечательно найдено движение этой женщины, склоненной к урне и все же не опустившей головы. По щеке скатывается слеза, но скульптору она, собственно, не нужна: и без нее он достиг правдивого выражения тихой скорби. Есть благородная сдержанность в том, как женщина положила правую руку на урну, как ложатся складки покрывала, ниспадающего на лицо до самых глаз и затем падающего с плеча и бедра до земли, скрывая ноги. Складки играют здесь важную роль. Мягкие, глубокие и затененные, они отлично передают характер ткани. Но они и сами по себе красноречивы: все более тяжелые книзу, они хорошо подчеркивают склонение поникшей фигуры. Несмотря на то, что фигура женщины задрапирована тканью, ее тело отчетливо вырисовывается сквозь нее, особенно бедро и плечо, выполненные посредством высокого рельефа. Гордееву удалось создать очень жизненное, чувственно-осязательное впечатление от этой фигуры. Печаль женщины кажется поэтому еще более человечной, отнюдь не символичной, не абстрактной.
Стремление художника внести в надгробие черты жизненности сказывается и в трактовке гирлянд, обвивающих постамент с прахом умершей, и в том, что каменные плиты этого постамента слегка сдвинуты, как будто их кто-то случайно потревожил.
Техника обработки мрамора носит у Гордеева характер мягкий, еще близкий к живописности. Скульптор не ограничивается показом основных форм, но умеет обогатить их едва уловимыми переходами из плана в план, не разбивающими вместе с тем общего впечатления. У Гордеева этот метод непосредственно связан с наследием барокко и рококо. Но в целом памятник уже пронизан тишиной и задушевностью, которые приближают его к произведениям классицизма. Возможно, это было обусловлено его назначением — интимным и лирическим. Надгробие Н. М. Голицыной по стилю определило многие другие работы Гордеева, предвещая творчество Ивана Петровича Мартоса.