История бытового жанра в Древней Греции
Греки придавали образам возвышенный характер. Отсюда у них некоторая условность «больших» жанровых скульптур. Рассказывая о переживаниях и состоянии людей в разных жизненных ситуациях, греческая скульптура сохранила многие качества «большой» статуарной пластики. Важную роль играл широкий жест, подчеркнутая ритмика форм.
Среди жанровых работ, оттеняющих род занятий человека, широко известна статуя старого рыбака, в которой применено сочетание типичных для греческого бытового жанра изобразительных приемов. Скульптура решена в виде статуи с атрибутом, только скромно стоя-щий рыбак выглядит проще и будничнее, чем «герой». У старого человека с морщинистым лицом натруженные руки, характеризующие его возраст и трудовой образ жизни. Он обременен работами. Ведро с рыбой у ног свидетельствует о роде его занятий.
Черты бытового жанра присущи многим произведениям статуарной скульптуры эллинистического периода, в том числе таким скульптурам на мифологическую тему, как «Сатир» Барберини или «Похищение Ганимеда». Не идеальные герои и божества, а обычные люди предстают перед зрителем в будничных сценах, изображающих плачущего от страха маленького Ганимеда и храпящего пьяного сатира. Свойственная греческим художникам просветленность взгляда на мир все же возвышает героев над повседневностью, облагораживает их и как бы утверждает красоту всех проявлений человеческой натуры. Традиции античной жанровой скульптуры много веков спустя своеобразно были развиты в произведениях академической школы второй половины XIX века.
В мелкой пластике Древней Греции, в танагрских и других статуэтках, образы очерчиваются живее и более непосредственно отражают быт, нравы, занятия людей. Изящные раскрашенные фигурки танцовщиц, женщин с зеркалом, юношей в шляпах значительно дополняют наши представления о жизни эллинов.