Дедал – гений архаического периода в искусстве Древней Греции
Дедал из греческой мифологии был величайшим гением своего времени. Он был ремесленником, создавшим множество революционных творений: автоматы, лабиринт и первый танцпол. Имя Дедал происходит от древнегреческого слова δαιδάλλω (дайдалло), означающего «хитро работать», что указывает на его талант в работе руками, с машинами, столярными работами и другими человеческими инструментами. У него было много титулов, таких как изобретатель, архитектор и ремесленник, скульптор. Древний историк Павсаний предположил, что Дедал не было его именем при рождении, а было дано ему в качестве почетного прозвища позже при жизни. Существует серия греческих скульптур, которые называются «дедалическими скульптурами», но это не значит, что он сам создал все эти произведения, а то, что все эти художники создавали свои работы в знак уважения к его стилю.
Гениальный афинский изобретатель
Как всегда, существует множество версий мифов — они происходят от адаптации историй из разных культур. Происхождение Дедала чаще всего предполагается либо с Крита, либо из Афин. В афинской версии мифа Дедал был родом из Афин. Благословленный покровительницей города богиней Афиной, он обладал несравненным творческим и блестящим умом. Афина была богиней мудрости и ремесла, поэтому таланты Дедала попали под ее покровительство.
Дедал, Чарльз Холройд, 1895, Британский музей, Лондон
Однако другие версии предполагают, что Дедал мог быть критянином. Вероятно, это связано с тем, что большинство его изобретений предназначались для жителей Крита. Есть подозрение, что древние афиняне хотели принять его в свою культуру и таким образом изменили его происхождение.
Фантастические скульптуры
Одним из самых впечатляющих изобретений Дедала были его автоматы. На древнегреческом языке «автоматос» означает «самодействующий», и это потому, что скульптуры Дедала были настолько реалистичными, что казались живыми. Филострат Старший описывает картину с изображением Дедала: «Это мастерская Дайдала; и вокруг него статуи, одни с не законченными формами, другие во вполне готовом состоянии, так как они уже выступают вперед и обещают ходить. Вы знаете, что до Дайдаласа искусство изготовления статуй еще не представляло себе ничего подобного».
В одном мифе, когда Геракл, греческий герой, посещает мастерскую Дедала, он разбивает одну из статуй, обманутый ее реализмом, думая, что на него напал реальный человек. Каллистрат пишет: «Дайдал, если верить критскому чуду, обладал способностью строить статуи, наделенные движением, и заставлял золото чувствовать человеческие ощущения». .
Первый танцпол
Дедал завоевал сердца критян, изобретя анимированные игрушки для детей и первый танцпол для принцессы Ариадны. Брюстер Гизелин описывает танцевальную площадку так: «На тротуаре танцевальной площадки Ариадны мастер-строитель Дедал выложил из белого мрамора мозаичный узор для направления танцоров, но не для того, чтобы ограничить их движения, а, чтобы одновременно показать направление, по которому они должны двигаться, и пределы установившегося порядка их движения, за которые они не должны выходить…»
Изобретатель крыльев
Отец Икара Дедал построил лабиринт для царя Крита Миноса, чтобы заточить Минотавра - получеловека-полубыка, рожденного от жены Миноса и критского быка. Долго жил Дедал у Миноса. Не хотел отпускать его царь, только один он хотел пользоваться искусством великого художника. Дедал вылепил две пары крыльев из пчелиного воска и перьев для себя и своего сына. Прежде чем попытаться сбежать с острова, он предупредил своего сына не лететь слишком близко к солнцу или слишком близко к морю. Преодолев головокружение во время полета, Икар не послушался отца и взмыл в небо. Он подошел слишком близко к солнцу, и жар расплавил пчелиный воск, скрепляющий его перья. Одно за другим перья Икара падали, как снежинки. Потом он упал в море и утонул.
Падение Икара, 1600 - 1700, Лувр, Париж
Миф о Дедале и Икаре указывает на то, что уже в глубокой древности люди стали думать о том, как овладеть способом передвигаться не только по суше и по воде, но и по воздуху. Характерно, что величайшим достижением Дедала считались не его статуи и здания, а именно сделанные им крылья.
Создатель знаменитого лабиринта
Лабиринт был одним из величайших архитектурных изобретений всех времен. Это был сложный ряд проходов, настолько запутанных, что никто не мог найти выход. Дедалу так хорошо удалось сделать лабиринт непроходимым, что, когда он сам оказался в ловушке внутри, он с трудом нашел выход.
Дедалическая скульптура
Дедалическая скульптура – это тип скульптуры, приписываемый легендарному греческому художнику Дедалу, который в легендах связан как с Критом бронзового века, так и с самым ранним периодом архаической скульптуры в Греции. Легенды о Дедале признают его и человеком, и мифическим воплощением. Дедалическая скульптура раскрывает восточные влияния, известные как ориентализация в греческом искусстве. Ориентализация особенно заметна по голове, если смотреть спереди; он напоминает восточную голову с волосами, похожими на парик, но более угловатая, с треугольным лицом, большими глазами и выдающимся носом. Женское тело довольно плоско-геометрическое, с высокой талией и бесформенной драпировкой. Ранняя скульптура, демонстрирующая эти атрибуты, известна как дедалическая.
Богиня, дедалический стиль, 600 г. до н.э., Археологический музей, Сиракузы
Более поздние художники, такие как Питер Брейгель Старший, Антонио ван Дейк, Шарль Лебрен и Антонио Канова были вдохновлены легендами о Дедале и помогли сохранить его имя и легенду о нем в 21 веке.