Бытовой жанр в 16-18 веке

Бытовой жанр в 16-18 веке

История бытового жанра в в 16-18 веке

 

Интерес к бытовому жанру у художников никогда не исчезал полностью. Жанровыми, по существу, были многие средневековые скульптуры, входившие в композиции на религиозные темы, каковы, например, две фигуры плакальщиков в плащах с капюшонами — типичной монашеской одежде — или жизненно правдивая фигура молящегося монаха из коллекции Эрмитажа. Такие работы в конечном счете способствовали обособлению произведений на бытовые темы в самостоятельный жанр европейского станкового искусства, внимание к которому мы видим уже в скульптуре Джованни да Болонья «Птицелов» и других работах, относящихся к XVI веку.

Несмотря на прочность традиций, бытовой жанр стал значительным направлением скульптуры позднее, чем живописи. В период расцвета жанра, в XVIII веке, многие произведения мелкой пластики заимствовали сюжеты из литературы, особенно драматургии, и живописи. Здесь мы опять встречаемся со случаем, когда бытовая тема раскрывалась преимущественно в мелкой пластике.

XVIII век во Франции и некоторых других европейских странах можно было бы назвать периодом возрождения бытового жанра, совпавшего со временем создания и расцвета фарфорового производства. Модный и красивый новый материал, использованный в необычайно интересных и разнообразных композициях на темы современной жизни, прекрасно запечатлел вкусы и интересы общества. Работа над скульптурой для так называемого мягкого фарфора во Франции привлекла к себе выдающихся мастеров кисти и резца: Ф. Буше, Э.-М. Фальконе и др. Созданные ими произведения отличались не только разнообразием тематики, но и совершенством форм, которое ставило их в ряд с лучшими произведениями станкового искусства. Исследователи были бесспорно правы, когда утверждали, что фарфоровые фигуры и группы по своим художественным достоинствам не уступали лучшим образцам французской пластики, выполненной в мраморе, терракоте и бронзе, и что «без учета фарфоровой пластики невозможно было бы составить себе сколько-нибудь полное представление о французской скульптуре XVIII века».

На характере отражения жизни сказывались и требования господствовавшего художественного стиля рококо с его склонностью к изяществу, грации, к изображению фривольных сюжетов, галантных сцен и пасторалей.

Рассказ являлся важнейшим средством раскрытия идеи. Он сочетался с режиссерски точной компоновкой групп, верной мотивировкой поступков героев.

Скульптурная группа «Испанская беседа», сделанная на сюжет картины Ван-Лоо, отличается мастерской разработкой характеров и настроений участников светской беседы. Учтивый испанский гранд показан в салоне знатной дамы, принимающей гостя в кругу приятельниц. Изящество манер и замысловатость дорогих костюмов подчеркивают, что появление иностранца стало поводом для нового светского развлечения. Вежливую серьезность лица хозяйки демаскирует беззаботное веселье ее подруг.

Еще более выразительна скульптурная группа Ле Риша «Туалет дамы». Она изображает эпизод из повседневной жизни знатной дамы и особенно правдиво рисует нравы. Молодая женщина в красивом пеньюаре показана сидящей перед туалетным столиком, на котором расставлены пудреницы и флакончики с духами. Модный парикмахер делает ей замысловатую прическу. В непринужденной позе дамы чувствуется привычка находиться в центре внимания, быть объектом всеобщего поклонения. В уверенных движениях и осанке ловкого парикмахера видно мастерство знатока своего дела и жизненный опыт человека, знающего капризы клиенток. Сидящий рядом кавалер забавляет даму разговором, а с детьми играет служанка. В этой сцене видно, что даже такое будничное занятие, как совершение утреннего туалета, у знати не обходилось без развлечения, хозяйка дома была прежде всего светской дамой. II разве можно после знакомства с такими скульптурами утверждать, что бытовой жанр узко освещает жизнь, не ведет к познанию существенных ее сторон? Конечно, нет. Общее — образ жизни — здесь передано как тематикой, так и витиеватым языком пластики. Работа воспринимается как картина быта, вкусов и нравов эпохи рококо.