Растрелли Бартоломео Карло (1675-29.11.1744), скульптор, архитектор. Родился во Флоренции. Работая до приезда в Россию в Париже, Растрелли был, очевидно, последователем знаменитого итальянского скульптора и архитектора Л. Бернини. В парижских работах Растрелли много берниниевской пышности и театрального великолепия. Не случайно французская критика XVIII столетия с ее приверженностью к рационалистическим принципам отрицательно оценила созданный Растрелли в 1700—1707 надгробный памятник маркизу де Помпон. Совершенно подругому работает Растрелли в России, где в развитии светской скульптуры в петровскую эпоху значительную роль в силу роста общественного значения личности играет портрет. Растрелли создает серию превосходных портретов: Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, царицы Прасковьи Федоровны, царевны Наталии Алексеевны, А. Д. Меншикова и др.
В портретах, выполненных в России, Растрелли отказывается от сложившегося под воздействием Бернини типа барочного портрета, преувеличенно парадного и декоративного. Он стремится к наибольшему приближению к натуре, передаче ее характерных, неповторимых, индивидуальных черт, внимательно изучает натуру, сознательно пользуется в работе над портретом слепками с лица портретируемого. На основе маски, снятой Растрелли с лица живого Петра, он создает знаменитую, единственную по непререкаемой достоверности портретную голову Петра I. В ней скульптором были сохранены неуловимая мягкость контуров живого лица, характерные крепкие формы, небольшой заостренный нос, выступающие из орбит глаза. Вместе с тем Растрелли творчески оживил маску, передал характер и темперамент Петра; в лице выражена внутренняя энергия, волевое напряжение. От этой странной, небольшой круглой головы с грозным, почти свирепым взглядом веет неподдельной исторической правдой.
Портретные бюсты Растрелли — не станковые, а скорее монументальные произведения; в них выражен не только индивидуальный характер и темперамент человека, но и типичные черты людей того времени, содержание и характер целой эпохи. В пышном и нарядном бюсте Петра I, сделанном «по обычаю римских императоров» (1723—1729), Растрелли сохранил без изменений портретные черты головы-маски Петра. Однако поражавшая современников болезненная, с судорожно-мгновенным взглядом напряженность лица Петра приобретает в торжественном, величественном образе символическое значение, делает бюст Растрелли родственным и близким образу Петра I из «Полтавы» Пушкина. Необычные пропорции бюста, энергичный поворот головы, неспокойные, взметнувшиеся драпировки, украшающие латы барельефы с батальными сценами и с изображением самого царя, «молотом и долотом» высекающего из каменной глыбы фигуру новой России, — все это говорит о личном мужестве Петра, его энергичной внешней и внутренней политике. Все в бюсте Петра глубоко и органично связано в единое целое, подчиненное основной идее — созданию правдивого образа преобразователя России.
Исторически верно переданы в парадном бюсте характер и индивидуальные черты верного сподвижника Петра I — А. Д. Меншикова: властное, с орлиным носом и энергичным подбородком лицо, изрезанный морщинами лоб, хмурый, почти суровый взгляд. Героический костюм, военные сцены на латах, пышный парик — подобие гривы льва, придающий лицу особое благородство, говорят о Меншикове как о талантливом полководце и выдающемся государственном деятеле.
В величии, решительности и напряженности Петра I, в надменности и внушительности Меншикова, в одухотворенности и выражении большой внутренней силы лица неизвестного (1732) подчеркнуты новые, типичные черты людей той эпохи.
Портретный образ царицы поднят на высоту символа в статуе Анны Иоанновны. В торжественнонеподвижной позе застыла «рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским», «страшная зраком», с крупными и грубыми чертами лица императрица, изображенная, очевидно, в момент торжественной церемонии. Надменный взгляд и повелительный жест руки со скипетром, мальчик-арапчонок, резко контрастирующий подвижностью с тяжелой, массивной фигурой царицы, необычайное богатство по-ювелирному прочеканенных и сплошь украшенных золотом и драгоценными камнями царских одежд и затканной орлами горностаевой мантии — все в статуе Анны Иоанновны с редкой убедительностью говорит об эпохе, глубоком проникновении Растрелли в мир русской действительности этого времени.
Не поступился Растрелли реалистическим содержанием в угоду пышной декоративности, диктуемой представительностью царских портретов, и в нарядно оформленных барельефных портретах Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. И в них Растрелли остро и убедительно подчеркивает портретное начало, где ему удалось выразить характер и темперамент изображенных — грозное величие Петра I, застылость и неподвижность Анны Иоанновны, миловидность тучной Елизаветы Петровны.
Реалистические тенденции в творчестве Растрелли развивались в сфере официального искусства, идеологическая направленность которого не допускала господства простой и обыденной формы, особенно в портрете. Вот почему в работах Растрелли, сдержанных и суровых по содержанию, все же наличествуют черты, характерные для барокко, — торжественная величавость построения, пространственная объемность пластических масс, пышность силуэтных очертаний, стремление подчеркнуть богатство нарядов и драпировок. Скульптурные массы как бы находятся в непрерывном движении, отдельные формы без резких граней перетекают одна в другую. Разнообразная по тону патинировка усиливает живописностью общее впечатление нарядности и торжественности целого.
Растрелли с большой последовательностью и логикой развивает тенденции барочной скульптуры. Фигура Анны Иоанновны неразрывно связана с окружающим ее пространством; движение свободно развертывается в глубину, ширину и по вертикали, что придает статуе особую жизненность. С большим тактом, не подражая барочным «мерцающим рефлексам», претворяет Растрелли живописное начало в обработке фактуры. Ювелирной чеканкой, цизелировкой и патинировкой бронзы (Растрелли, по-видимому, не работал в России в мраморе) не только усиливается внешняя нарядность и пышность, но и подчеркиваются элементы, существенные в плане реалистического раскрытия образа; богатство наряда Анны Иоанновны в его иллюзионистически-осязательной передаче не скрывает, а, наоборот, выявляет облик «страшной зраком» царицы. В драгоценное, как церковный оклад, оформление статуи Анны Иоанновны властно вмешалось искусство русских чеканщиков, которые были привлечены для отделки статуи.
Могущество новой Российской Империи нашло убедительное выражение в монументальных произведениях Растрелли. В 1720 скульптор по заказу Петра I сделал модель конной статуи. Эта модель представляла собой довольно сложную группу: «...портрет на лошади и под лошадью Зависть, при том статуев, являющих шесть добродетелей; на одном краю внизу статуя, изъявляющая реку с четырьмя купиды, на другом краю глобус с четырьмя купиды, на пьедестале четыре басерлева (барельефа) и вкруг цокола басерлев; покрыта маметалою». Сохранился рисунок Растрелли одного из вариантов проекта, выразительно характеризующий Петра I как императора и победителя: богиня Победы венчает Петра лавровым венком; вместо «добродетелей» изображены по углам 4 скованные, полулежащие на трофеях фигуры; на цоколе помещен барельеф с изображением Полтавской баталии. В связи с работой над памятником Петру архитектор Н. Микетти получил от папы римского разрешение на снятие слепка на «отлитие статуи императора Константина» в Риме. В 1724 конная статуя Петра I была готова, но отлита из бронзы только в 1745—46, а окончательно установлена Павлом I.
Деятельное, оптимистическое начало и неспокойный, созидающий дух петровской эпохи дают о себе знать и в декоративной скульптуре, выполненной Растрелли для Стрельны, Петергофа, Летнего сада и других дворцово-парковых ансамблей. Своеобразные, гермообразной формы столбы, с энергично вылепленными головами бородатых тритонов, подпирающие стенки бассейна Большого каскада в Петергофе, барельефы, прославляющие морское могущество России, в живой пластической трактовке, непринужденности движения и свободе композиции созвучны расстилающейся перед дворцом водной стихии и каскаду падающих по ступеням грота водных масс. Эти барельефы говорят о большом чувстве природы у Растрелли, его умении слить декоративную скульптуру с архитектурой и пейзажем. Два мощных маскарона Нептуна и Вакха, выполненные Растрелли по рисункам М. Г. Земцова, увенчивают верхнюю площадку грота. По-видимому, с декоративным оформлением Петергофа связана и находящаяся в Русском музее бронзовая статуэтка Нептуна (1723) - крепкого, приземистого, с прекрасно проработанной мускулатурой, в энергичном развороте.
Творчество Растрелли, обязанного работать по договору «в рези штемпелей для медалей и монет», не могло не отразиться и на медальерном искусстве. В частности, к его барельефным портретам Петра I близка медаль в честь графа Ф. А. Головина; не без влияния вышеупомянутых портретных медальонов создавались медали и монеты с изображениями Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Растрелли не только брал к себе, согласно договору, на службу «ради научения и обучения тех художеств и ремесл, которые он сам знает» русских мастеров и ремесленников, но и пытался организовать в России профессиональную школу скульптуры. Однако отсутствие необходимых академических условий мешало систематической учебе. После Растрелли не осталось ни одного мастера со званием скульптора. Но народное искусство не прошло мимо творчества Растрелли, оценило простоту и величественность созданных им образов, творчески использовало с оттенком иронии в резьбе на кости и дереве портреты Елизаветы Петровны, конную статую Петра I, придав всему черты социальной заостренности и сочно и нарядно раскрасив их. В духе традиций народного искусства раскрашены, напр., рельефы Петра I (музей во Владимире) и Елизаветы Петровны (Государственный Русский Музей). В ряде барельефов с изображением Елизаветы Петровны (Государственный Эрмитаж), в плакетке с изображением Елизаветы Петровны, сделанной с медалями на коронование (Государственный Русский Музей), но с несомненными следами влияния статуи «Анна Иоанновна с арапчонком», можно говорить уже о проявлении народных пластических традиций и в трактовке формы.