Инструменты, применяющиеся для рубки скульптуры из камня, были созданы в Античную эпоху и их виды и формы дошли до нашего времени без особых изменений. В последующее время совершенствование инструментов заключалось лишь в придании им твердости и устойчивости в работе.
В эпоху Возрождения проводилось особенно много поисков способов термической обработки стали. Считалось, что совершенный рецепт для термической обработки стали, который якобы знали древние скульпторы античной эпохи, утрачен. Скульпторы его времени для нагрева стали применяли древесный уголь различных пород, для закалки пробовали самые разнообразные охлаждающие жидкости, самым хорошим способом для закалки считалась, например, козлиная кровь.
Как известно, широкое распространение в эпоху Империи получило производство мраморных копий и дальнейшее развитие приемов обработки камня. Ловкие мастера-мраморщики быстро и виртуозно работали по готовым моделям. Первичное обкалывание (оболванивание) блока производилось очень большим шпунтом, по которому наносились весьма сильные удары. Наряду со шпунтом при предварительной обработке глыбы мрамора широко применялась и круглая скарпель, к которой прибегали во всех случаях, когда нужно было быстро проникнуть в материал на значительную глубину. Моделирование скульптуры осуществлялось круглой и в особенности прямой скарпелью; последняя позволяла с особенной точностью добиваться передачи мелких деталей, например, в портрете. Обработанную прямой скарпелью поверхность мрамора проходили рашпилем и затем шлифовали, и полировали до блеска, но оставляли для контрастности шероховатые места в отделке одежды, а также брови, усы и прочие детали.
Относительно инструментов для обработки скульптуры из мрамора, применявшихся в эпоху Возрождения, Вазари пишет: «Высекая фигуры из мрамора, скульпторы сначала обычно обрубают их закольниками, так называется род железных орудий, острых и грубых, и таким образом грубо обрубают глыбу, а затем постепенно ее закругляют другими железными орудиями, именуемыми шпунтами, короткими и с нарезкой посередине, после чего переходят к гладким орудиям, более тонким, чем шпунты, имеющим две нарезки и именуемые скарпелями. Ими они проходят по всей фигуре осторожно, соблюдая соразмерность мускулов и складок и обрабатывая ее при помощи вышеназванных орудий так, что камень обнаруживает изумительное изящество. Покончив с этим, зазубрины удаляют гладким железом, а для отделки фигуры, если хотят придать ей еще большую нежность, мягкость и законченность, обрабатывают ее кривыми напильниками, снимая следы скарпели. То же самое делают и другими тонкими напильниками, и прямыми рашпилями так, чтобы добиться гладкой поверхности, а затем всю фигуру протирают пемзой, придавая ей ту телесность, которую мы видим в дивных творениях античности. Для гладкости и блеска применяется также триполитанский гипс; подобным же образом, натирая пучками пшеничной соломы, придают статуям такой блеск и законченность, что они приобретают для нашего взора вид наипрекраснейший».
Инструментарий эпохи Возрождения сохранялся и в середине XIX века. «Инструменты, служащие при первоначальной рубке мрамора, называются шпунтами, те же, которые употребляются для сравнивания поверхностей между найденными точками (при пунктировании), носят название троянок. Оболваненный мрамор проявляет в грубом виде модель, нося на себе кору, которую уже снимает сам художник посредством инструментов, называемых круглыми и прямыми скарпелями и профилями; окончательная же отделка мрамора производится разных форм рашпилями и трением пемзы и печеры. (Печора — вид шиферного камня, употреблявшегося для полировки мрамора, обладающий низкими полирующими свойствами. Таким камнем было трудно полировать. В настоящее время полировку производят суспензией окиси хрома.) При первоначальной работе молоток употребляется большой и тяжелый, в конце же — меньшего размера. Для обработки больших углублений и промежутков служат сверла; одним действуют прямо от руки, другим посредством смычка: они бывают разных величин».