Принцип симбиоза городской скульптуры
Симбиоз, происходящий в системе «среда-скульптура-зритель» – взаимопроникающий и принципиально содержательный принцип, который основывается в первую очередь на взаимном, равнозначном влиянии отдельно всех элементов системы «среда-скульптура-зритель». При данном расположении скульптура, как объект, формируется уже на месте, в зависимости от того какой она будет для зрителя, и дальнейшее ее восприятие и существование во временном поле зависит от ее влияния на среду. Причем номинальный симбиоз может видоизменяться во времени, вместе с отношением зрителя и архитектуры к этому скульптурному объекту. Характерными примерами являются многие отдельно стоящие скульптурные объекты современности в пределах пешеходных улиц, в непосредственной близости к зданиям.
Предпосылки принципа симбиоза исходят из типичной скульптуры, которая располагалась вблизи зданий в Древнем Египте и во времена Античности. К сожалению, подобный отдельно-стоящий тип скульптуры не сохранился, но предположительно в Древней Греции небольшие гермы, в том числе служившие указателями, стояли на перекрестках улиц». С тех самых пор, пожалуй, аж до конца ХIХ века подобная скульптура была предана забвению, и только Огюст Роден впервые уменьшив пьедестал, в своей скульптуре «Гражданам Кале» до одной ступени сумел спустить скульптуру с «недосягаемых» зрителю высот на уровень реляций с человеком. Именно в реляционности, в ее непосредственном контакте со зрителем, скульптура принципа симбиоза отличается от других принципов.
Вообще симбиоз, как способ взаимоучастия всех элементов, составляющих целостный объект – это завуалированное свойство почти любого вида искусства. Но сегодня, пожалуй, это самый популярный и прогрессивный способ постановки скульптуры в городской среде. Современная скульптура паблик-арта, является примером такого симбиотического взаимодействия. Проект поддержки паблик-арта, предложенный американским правительством в конце 60 годов, был в первую очередь нацелен на удорожание и повышение значимости территории, на которой располагаюсь эти объекты. То есть на лицо симбиоз с городом, который на тот момент стал «терять» своих граждан и наметилась дезурбанизация американских городов, приводящая к оттоку людей в пригороды. В данном ключе, скульптура паблик-арта «возвращала» значимость города в глазах её жителей. Симбиоз с непосредственным зрителем заключался в том, что некая «музейность» данных объектов давала зрителям незапланированное художественное образование, столь необходимое в капиталистическом обществе потребления. Иными словами, симбиоз скульптуры и зрителя был связан с просвещением граждан ее наблюдающих.
Другим ярким примером симбиоза является, наполнение скульптуры открытых общественных пространств утилитарными функциями элементов благоустройства. Выполненные в виде всевозможных фонарей, скамеек, мусорных баков и других элементов дизайна городской среды, скульптура открытых общественных пространств становится удобной, нужной в повседневной жизни прохожего.
А. Ф. Ибрагимова (доцент каф. Дизайна, КГАСУ)
Основная статья: Городская скульптура
Продолжение основной статьи: