Анималистический жанр скульпторы от древнего Рима до 19 века
Римские художники с присущей им обстоятельностью описания событий показывали животный мир документально точно. Для пластики западного средневековья, наоборот, типичной стала условность изображения в сочетании со сложной смесью мистики, фантастики и реальности. Как и на ранних этапах истории жанра, характер изображения животных зависел от общественных представлений об их ценности, от роли животных в жизни, быте, верованиях людей.
Славившее человека искусство эпохи Возрождения мало интересовалось животными. Двери и птицы даже в сюжетной скульптуре XVII века чаще всего играли вспомогательную роль, являясь воплощением диких, необузданных страстей. Сюжетные композиции показывали обычно лишь яростные схватки лесных или тропических зверей, их гибель, мучения или победу над человеком, вступившим с ними в борьбу. Темы часто трактовались иносказательно. Примером может служить «Смерть Адониса» Д. Маццуолы, «Милон Кротонский» французского скульптора П. Пюже и др.
Только с развитием всех жанров станковой скульптуры в XVIII — XIX веках анималистическая тема обретает иной смысл для современников. Теперь художники уже стараются понять характеры животных, найти выразительную аналогию самим себе.
Анималистический жанр в XVIII веке развивался в основном в мелкой пластике. Работы из фарфора И. Кендлера не были, конечно, станковыми. Но они интересны вниманием к животному как обладателю самостоятельного характера и внутреннего мира. Скульптор считает возможным показать, например, собаку, которая привлекает каким-то удивительно веселым нравом. Ее черные и круглые, как пуговки, глазки приветливо смотрят на зрителя, словно вовлекая в игру. Длинная лохматая шерсть падает волнистыми прядями, образуя прихотливый асимметричный узор. Автор умело использует пластические возможности натуры, чтобы отразить типичное для его времени понимание красоты. Перед нами — комнатное изнеженное существо, неотделимое от быта аристократии.