Характеристика бытового жанра в скульптуре
В делении скульптуры на жанры существенную роль играет различие соотношения общего и особенного в каждом из них. Именно благодаря специфическому соотношению этих элементов в структуре художественного образа произведения бытового жанра выделяются из других. Бытовой жанр в своей основе ближе к общему, чем портрет, он не стремится дать характеристику человеку как личности.
Будучи «кровными узами» связан с окружающей реальностью, отражая ее постоянно, непосредственно, правдиво, бытовой жанр все- таки с самого начала опирается только на типические, характерные явления и как бы начинает путь с иной ступени, идя к обобщению. Он имеет и свой взгляд на мир, свои задачи, свой художественный язык. Что бы скульптор ни изображал и каким бы ни был его рассказ, его интересует человек в обыденной жизни./p>
Произведения бытового жанра показывают людей в привычной им среде, за постоянными занятиями, так, что мы узнаем о них много совершенно нового, видим их в связях с внешним миром, в отношениях между собой. Причем оттеняются именно реальные, земные, повседневные дела и интересы людей, а за ними стоит типичное, закономерное в жизни. Таким образом, особенное и общее в бытовом жанре имеет иное содержание: общее характеризует преимущественно практические стороны жизни.
Как явствует из названия этого жанра и всех справочников по искусству, он объединяет произведения, изображающие сцены повседневного быта. Но что такое быт? В узком смысле к быту относится домашняя жизнь, в более широком — вся совокупность внешних условий, все стороны жизни человека: труд, отдых, общественная деятельность и т. п. В результате понятие быта становится едва ли не всеобъемлющим и, опираясь только на него, было бы трудно понять язык жанра.
А говоря о бытовом жанре, нужно иметь в виду не только тематику, особенность содержания его произведений, но и художественный язык. Следует повторить, что в бытовом жанре самое главное — это типические образы (или, как еще говорят, родовые типы). В произведениях бытового жанра упор делается на явления не «поименованные», а безымянные, т. е. массовые.