Генезис постамента

Генезис постамента
Пьедесталы из мрамора
Пьедесталы
Пьедестал 002 из мрамора
Пьедестал 002
Пьедестал 004 из мрамора
Пьедестал 004
Пьедестал 006 из мрамора
Пьедестал 006

Метаморфозы постамента

 

Происхождение постамента, как такового, следует искать в Древней Греции. Его форма, проста и геометрична – зачастую это прямоугольный параллелепипед с архитектурной профилировкой базы и карниза. Он сравнительно невысок и становится выше только в эпоху поздней греческой классики. Каноническая форма постамента – это жертвенник. В Греции зародился и другой вид постамента – герма или в виде четырехугольного столба, или невысокой колонны. Гермы устанавливались на священных местах и перекрестках.

Это позволяет предположить происхождение постамента из формы священного жертвенника в архаичную эпоху. Фигуры богов и победителей олимпиад, воздвигнутые на таком постаменте, приобретали святость или становились образами почитания и всенародного поклонения. Так был заложен основной смысл постамента – его культовое значение, разграничивающее скульптуру с физическим, реальным миром.

Примером усложнённого постамента может служить памятник Лисикрату в Афинах (337 г. до н. э.) и гробница Мавсолу в Галикарнасе (сер. IV века до н. э.). Это примеры видения постамента как некоей патетической составляющей. Прообраз жертвенника, а затем храма или гробницы были знаком святости, возведения образа в высшие сферы.

Значителен вклад римлян в развитие постамента. Развивая и усложняя формы от греков, римляне стали использовать новые формы – колонну и арку (колонна Трояна, колонна Марка Аврелия, арка Константина в Риме).

Европейское средневековье явилось важной вехой в истории постамента. В романской и готической скульптуре постаментом для скульптуры стало все архитектурное пространство собора, надолго «спаявшее скульптуру и архитектуру». (В средние века скульптура вне храма не мыслилась.) Однако, один вид архитектурного сооружения стал источником для зарождения новой формы пьедестала и новой пластической модели в современной скульптуре. Это – гробница, саркофаг. Следует также отметить, что как вид впервые эта форма постамента появилась у этрусков в VI веке до н. э. (саркофаг супругов из Черветери, саркофаг Лариса Пулена из Тарквинии, саркофаг из «Гробницы Магната»), но широкое развитие получила лишь в средние века.

Так, саркофаг играл роль постамента, где на его крышке размещалась фигура умершего либо в позе благочестивого упокоения, либо коленопреклоненная.

В эпоху позднего средневековья и раннего Возрождения форма усложняется, стенки покрываются гербами и орнаментом, аллегорическими фигурами и надписями. Постамент должен был давать максимум информации об усопшем, а пышность убранства отражала уровень значимости в обществе и богатстве. Важный момент отмечает М. Я. Либман: «саркофаг такого захоронения был пуст, в отличие от античных… происходит отделение надгробия от захоронения, своеобразная эмансипация художественного оформления могилы». Тем самым закрепилось движение к светскому памятнику при сохранении формы надгробия.

Доказательством стойкости этой традиции может служить донателловский памятник кондотьеру Гаттамелате (1447-1453). Здесь верхняя часть является почти прямой репликой саркофага с рельефной эпитафией. В более позднем памятнике кондотьеру Коллеони (1479-1488) работы Вероккио важным композиционным элементом становится массивный карниз, завершающий пьедестал. По пропорциям он, конечно, напоминает саркофаг, словно сохраняет его след, трансформируясь в элемент архитектуры. Теперь светское, художественное начало полностью эмансипировалось, мимикрировалось, отходило от прежнего – сакрального, и признак святости стал знаком величия. Сакральный смысл перешел в категорию репрезентативности, возвышенной эстетической ценности.

И как следствие, с конца XV века для постамента наступило время вольных интерпретаций и метаморфоз, компиляций и бесчисленных модификаций. А колонна из величавого монумента становится усеченным фрагментом, на котором все чаще можно увидеть бюсты (что характерно для классицизма). С этого периода стали господствовать законы актуального художественного стиля, - именно они обуславливали тип модификации постамента. Архаичный саркофаг-жертвенник удлинялся, вытягивался, скруглялся, рос в высоту и приобретал различный декор.

Хорошим примером является сопоставление памятников А. В. Суворову скульптора М. И. Козловского (1801) и К. Минину и Д. Пожарскому работы И. П. Мартоса (1808-1818), выполненных в рамках одного и того же стиля – классицизма. Спиралевидное движение фигуры (А. В. Суворова) диктовало цилиндрическое пластическое решение постамента (арх. А. Н. Воронихин), а строгая, уравновешенная группа К. Минина и Д. Пожарского нуждалась в прямоугольном постаменте, транслирующем непоколебимость и устойчивость (арх. А. А. Мельников).

Основная статья: Постамент в городе

Продолжение основной статьи:

Похожая статья: Пьедесталы

Пьедестал 001 из мрамора
Пьедестал 001
Пьедестал 003 из мрамора
Пьедестал 003
Пьедестал 005 из мрамора
Пьедестал 005
Пьедестал 007 из мрамора
Пьедестал 007