Метаморфозы постамента
Происхождение постамента, как такового, следует искать в Древней Греции. Его форма, проста и геометрична – зачастую это прямоугольный параллелепипед с архитектурной профилировкой базы и карниза. Он сравнительно невысок и становится выше только в эпоху поздней греческой классики. Каноническая форма постамента – это жертвенник. В Греции зародился и другой вид постамента – герма или в виде четырехугольного столба, или невысокой колонны. Гермы устанавливались на священных местах и перекрестках.
Это позволяет предположить происхождение постамента из формы священного жертвенника в архаичную эпоху. Фигуры богов и победителей олимпиад, воздвигнутые на таком постаменте, приобретали святость или становились образами почитания и всенародного поклонения. Так был заложен основной смысл постамента – его культовое значение, разграничивающее скульптуру с физическим, реальным миром.
Примером усложнённого постамента может служить памятник Лисикрату в Афинах (337 г. до н. э.) и гробница Мавсолу в Галикарнасе (сер. IV века до н. э.). Это примеры видения постамента как некоей патетической составляющей. Прообраз жертвенника, а затем храма или гробницы были знаком святости, возведения образа в высшие сферы.
Значителен вклад римлян в развитие постамента. Развивая и усложняя формы от греков, римляне стали использовать новые формы – колонну и арку (колонна Трояна, колонна Марка Аврелия, арка Константина в Риме).
Европейское средневековье явилось важной вехой в истории постамента. В романской и готической скульптуре постаментом для скульптуры стало все архитектурное пространство собора, надолго «спаявшее скульптуру и архитектуру». (В средние века скульптура вне храма не мыслилась.) Однако, один вид архитектурного сооружения стал источником для зарождения новой формы пьедестала и новой пластической модели в современной скульптуре. Это – гробница, саркофаг. Следует также отметить, что как вид впервые эта форма постамента появилась у этрусков в VI веке до н. э. (саркофаг супругов из Черветери, саркофаг Лариса Пулена из Тарквинии, саркофаг из «Гробницы Магната»), но широкое развитие получила лишь в средние века.
Так, саркофаг играл роль постамента, где на его крышке размещалась фигура умершего либо в позе благочестивого упокоения, либо коленопреклоненная.
В эпоху позднего средневековья и раннего Возрождения форма усложняется, стенки покрываются гербами и орнаментом, аллегорическими фигурами и надписями. Постамент должен был давать максимум информации об усопшем, а пышность убранства отражала уровень значимости в обществе и богатстве. Важный момент отмечает М. Я. Либман: «саркофаг такого захоронения был пуст, в отличие от античных… происходит отделение надгробия от захоронения, своеобразная эмансипация художественного оформления могилы». Тем самым закрепилось движение к светскому памятнику при сохранении формы надгробия.
Доказательством стойкости этой традиции может служить донателловский памятник кондотьеру Гаттамелате (1447-1453). Здесь верхняя часть является почти прямой репликой саркофага с рельефной эпитафией. В более позднем памятнике кондотьеру Коллеони (1479-1488) работы Вероккио важным композиционным элементом становится массивный карниз, завершающий пьедестал. По пропорциям он, конечно, напоминает саркофаг, словно сохраняет его след, трансформируясь в элемент архитектуры. Теперь светское, художественное начало полностью эмансипировалось, мимикрировалось, отходило от прежнего – сакрального, и признак святости стал знаком величия. Сакральный смысл перешел в категорию репрезентативности, возвышенной эстетической ценности.
И как следствие, с конца XV века для постамента наступило время вольных интерпретаций и метаморфоз, компиляций и бесчисленных модификаций. А колонна из величавого монумента становится усеченным фрагментом, на котором все чаще можно увидеть бюсты (что характерно для классицизма). С этого периода стали господствовать законы актуального художественного стиля, - именно они обуславливали тип модификации постамента. Архаичный саркофаг-жертвенник удлинялся, вытягивался, скруглялся, рос в высоту и приобретал различный декор.
Хорошим примером является сопоставление памятников А. В. Суворову скульптора М. И. Козловского (1801) и К. Минину и Д. Пожарскому работы И. П. Мартоса (1808-1818), выполненных в рамках одного и того же стиля – классицизма. Спиралевидное движение фигуры (А. В. Суворова) диктовало цилиндрическое пластическое решение постамента (арх. А. Н. Воронихин), а строгая, уравновешенная группа К. Минина и Д. Пожарского нуждалась в прямоугольном постаменте, транслирующем непоколебимость и устойчивость (арх. А. А. Мельников).
Основная статья: Постамент в городе
Продолжение основной статьи:
- Роль постамента
- Генезис постамента
- Синтез постамента
Похожая статья: Пьедесталы