Портрет барокко

Портрет барокко

Искусство барокко и портрет

 

Искусство барокко с его пристальным вниманием к миру чувств человека способствовало развитию портрета. Оно расширило эмоциональную палитру портретистов, запечатлело сильные чувства и дало новое представление о человеке, который рассматривался не как отдельное лицо, а как частица общества, связанная с ним системой общих представлений.

Этические и эстетические воззрения получили в портрете яркое воплощение. Категория прекрасного в искусстве барокко была неотделима от понятия величия, масштабности. Она определяла содержание общего.

Появляется парадный портрет со свойственной ему возвышенной трактовкой образов. Барочный портрет обладал широтой взгляда на человека и поражал мастерством и эффектностью композиций, использовавших бурное движение и нарядные драпировки. Примерами могут служить портреты Людовика XIV и кардинала Шипиопе работы Бернини. Репрезентативность в них сочетается с необычайной материальностью форм, так что мягкость кожи лица и легкость кружев одежды кажутся почти осязаемыми. Даже в облике гравера Одрана подчеркнуто умение держаться с достоинством.

В XVIII веке парадный портрет приобретает черты изысканности. Надменные дамы, фаворитки короля, и сам король Людовик XV изображаются с присущими им светскими манерами. Они держатся, как в гостиной во время большого приема или на балу. В портретах маркизы Помпадур и графини Дюбарри необычайно тонкая отделка костюма великолепно передает утонченность вкуса придворных дам. Содержание общего в портрете изменилось.

Идеализирующее направление отразилось в жанре аллегории, показывавшем придворных в виде античных богов и богинь. Появлялись и другие тенденции в портретном искусстве. Наиболее ценны произведения, отражающие аналитический подход к модели.

Портреты Шубина Федота Ивановича

Глубоким знанием людей разных социальных слоев, четким представлением об их сословных чертах, пониманием природных свойств их натуры, темпераментов, характеров отличалось, например, портретное искусство замечательного русского скульптора Ф. Шубина. В его портретной галерее перед зрителем проходят люди разного склада: сдержанные и спокойные, вспыльчивые, резкие и меланхоличные. В их взглядах, позах, манерах оттеняются привычки, воспитание, культура. Характеристики исчерпывающие, многосторонние, правдивые. Многие из этих людей изображаются сочувственно, поскольку художник был иногда свободен в выборе моделей.

Реалистическое портретное искусство Ф. Шубина выявляло общее в действительных отношениях, общественных связях людей. Поэтому скульптор дал правдивое представление о русском обществе екатерининского времени с присущими ему достоинствами и недостатками. Он с любовью рисует облик лучших людей, прославивших отечество воинской доблестью, знаниями и талантом, — графа 3. Чернышева, А. Голицына, Г. Потемкина, великого русского ученого М. Ломоносова и др. Многие портреты не лишены импозантности, соответствующей внешности высокопоставленных особ. Но скульптор избегал лести. В бюсте фельдмаршала П. Румянцева-Задунайского торжественная пышность костюма, декоративность драпировки, обрамляющей плечи, ордена, ленты, кружева, меха, показывающие сановитость военачальника, не отвлекают внимания от надменного выражения лица.