Закон соотношения особенного и общего
Закон, лежащий в основе классификации жанров скульптуры, — закон соотношения особенного и общего.
Общее, как мы знаем, объединяет основные закономерности бытия, освещает мироощущение людей, а также философские, социальные, этические, эстетические проблемы или делает выводы из практического опыта. В конечном счете общее — это отвлеченные понятия, имеющие материальную сущность. Ведь именно умственным путем, абстрагируясь от реальности, мы постигаем сущность всех философских категорий, вопросы морали и этики, такие понятия, как патриотизм, гуманизм, нравственность, классовая борьба, справедливость, добро, зло, любовь, красота и многие другие. Отвлеченное или, как еще говорят, идеальное в самом развитом виде предстает перед нами именно в рассматриваемом жанре скульптуры.
Чтобы передать высокие понятия наиболее полно, скульптуре приходится существенно менять свой язык. Она минует показ индивидуального, очень суммарно обрисовывает типическое и пользуется изображением фигуры для того, чтобы иносказательно передать широкие идеи и понятия. Отталкиваясь от частного, единичного, конкретного, этот жанр посвящает себя общему. Здесь мы имеем дело с примером соотношения «особенное — общее», в котором общее преобладает над особенным, берет на себя главную роль. Благодаря этому скульптура, изображающая, казалось бы, так немного — не горы, не моря, не города, не села, а всего лишь одного человека, получает возможность говорить почти обо всем, что есть на свете важного для настоящего и будущего человечества.
В связи с тематикой у статуарной скульптуры выработался свой особый язык.
Особый язык статуарной скульптуры
Выше отмечалось, что преимущественный интерес к общим закономерностям бытия и высокая степень обобщения в идейно-художественном замысле и исполнении характерны для монументальной скульптуры. У тематической станковой композиции и монументальной пластики действительно много общего. Их произведениям свойствен эпически возвышенный строй, показывающий, что явления, которым они посвящены, несколько отдалены от рассказчика.
Как бы велико ни было сходство статуи с натурой, нас никогда не оставляет ощущение, что она показывает человека не таким, каким мы его знаем в будни, а в какой-то особенной обстановке, приподнятым, величественным, как на пьедестале. Красота пропорций фигуры, ритмичность пластических форм, гармоническое сочетание в облике телесной и духовной красоты отчетливо раскрывают перед нами идеал совершенства, к которому мы стремимся и в который верим. Более того, идеал вызывает широкие ассоциации со всем прекрасным в жизни. Поэтому человек — носитель идеи — показывается так, чтобы индивидуальное в нем не отвлекало внимания, не сужало представления о целом.
Взять хотя бы понятие «труд». В жизни мы встречаемся с различными видами труда: производственного на фабриках, заводах, сельскохозяйственного на селе и т. п. Более того, мы знакомы с людьми разных профессий — сварщиками, слесарями, литейщиками, агрономами, полеводами. Чтобы дать общее представление о труде, надо отвлечься от конкретных примеров и создать такой обобщенный образ, в котором каждый нашел бы что-то для себя. А так как приметы людей всех возрастов и профессий нельзя соединить в одном человеке, то скульптор выявляет только общие черты натуры труженика: его волю, выдержку, в фигуре — физическую силу и общую гармонию форм, присущую сильному телу. Таким образом скульптор раскрывает красоту физическую и духовную, а с ней и высокий смысл труда, который мы ценим превыше всего. Точно так же и понятия «Юность», «Мужество», «Сила» нередко раскрываются посредством изображения обнаженной фигуры.
Из этого вовсе не следует, что скульптура отходит от законов реализма. Наоборот, она нашла замечательные средства для выражения объективно существующих явлений.