Принцип интегрирования городской скульптуры
При данном принципе скульптура «растворяясь» в системе общественного пространства, является неким невидимым каркасом, элементом, функцией которого является исключительно декоративное предназначение, насыщение городской среды эстетической составляющей, поддержание тектонического строя архитектуры и прилегающего пространства. Данный принцип отчетливо понимается при сравнении с принципом доминирования, так у него отсутствует ярко-выраженная форма-содержание на фоне общей системы городской среды. Типичными примерами являются фасадная скульптура: атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и другие виды убранства архитектурных сооружений и комплексов.
Данный принцип, в большинстве случаев подразумевает расположение скульптуры непосредственно в границах архитектурного сооружения. Такое расположение было характерно со времен античности, когда колонны-кариатиды выполняли не только несущую функцию, но и обогащали эстетический вид здания. Но особую популярность подобная скульптура получила в эпоху средневековья, где отдельно-стоящие от здания скульптура воспринимались как «форма «отпавшая», потерянная, в контексте художественной системы», а скульптура же, примыкающая к фасаду, носила сакральный смысл единения и преклонения всего материального перед божественным и вечным, иными словами интегрированная.
Современный принцип интегрирования в городской среде открывает новые формы в искусстве скульптуры. В первую очередь, она всё реже имитирует пилястры и колонны и вовсе не старается совпадать со стилистическим решением всего здания. Во вторую очередь, конечно же, при современных технологиях несущая функция скульптуры используется не с точки зрения необходимости, а скорее как редкий случай замысла архитектора. В таких случаях не стоит относить подобную скульптуру к принципу интегрирования, так как при этом случае скульптура берет на себя не столько декоративную функцию, сколько образующую и порой становится главным элементом отдельного архитектурного сооружения или пространства.
Стоит отдельно отметить роль человека в системе «среда-скульптура-зритель» при данном принципе, как ни странно, зритель подобную скульптуру не замечает в повседневной обыденности, ему нужно приложить немало усилий, чтобы сконцентрироваться на деталях архитектуры или пространства, чтобы вычленить подобные скульптурные объекты, однако данный принцип, несомненно, невидимый, но необходимый элемент, наполняющий художественной содержательностью нашу городскую среду.
А. Ф. Ибрагимова (доцент каф. Дизайна, КГАСУ)
Основная статья: Городская скульптура
Продолжение основной статьи:
- Принцип доминирования
- Принцип интегрирования
- Принцип симбиоза
- Принцип деструкции
- Номадический принцип