Анималистический жанр скульптуры до 20 века
Иной аспект темы дал в XIX в. А. Л. Бари. Он сделал станковый анималистический жанр равноправным с другими. Звери У Бари не просто существа, населяющие землю вместе с человеком, но и носители определенных эстетических ценностей; они выражают человеческие представления о красоте. Будучи близок к художникам романтизма, Бари хотел своими работами отвлечь зрителя от будней. Поэтому он показывал экзотический животный мир тропических лесов, сцены борьбы, бурного движения, утверждающие идею победы возвышенно-прекрасного над низменным. Бари много работал с натуры в зоологическом саду и хорошо знал зверей. В звериных характерах и «конфликтах» он искал аналогии человеческим. Они по-своему широко повествуют о жизни, несут в себе обобщение.
В композиции «Пантера и антилопа» Бари показал поединок двух животных, исход которого предрешен из-за неравных сил противников. Мы видим, как мощным ударом лапы пантера прибивает к земле антилопу и вонзает свои клыки в жертву.
«Лев со змеей» раскрывает тему столкновения двух сил, способных противоборствовать. Конфликт здесь острее. Могучему льву, грозно оскалившему зубы, противостоит шипящая змея, готовая яростно ринуться на врага. Ее разинутая пасть нацелена на голову льва, злобные глаза устремлены прямо в глаза противнику. Скульптор сознательно скрещивает взгляды, чтобы сделать борьбу более «психологически» насыщенной, ассоциирующейся с конфликтами человеческих характеров.
С той же мыслью о человеке работал автор, создавая скульптуру «Лошадь». Мы видим вольнолюбивое животное встревоженным и нетерпеливым. Лошадь бьет копытом, стремясь вырваться на свободу. Образ этого сильного животного воспринимается как протест против будничности, серости.
Привнося в образы долю фантазии, автор в то же время нигде не нарушил правды и лишь усиливал те черты, которыми обладала сама натура. Поэтому он успешно миновал путь окарикатуривания и шаржирования; его работы оставались целиком в рамках «серьезного» искусства.
А. Л. Бари оказал большое влияние на развитие скульптуры, положив начало целой школе художников-анималистов XIX века. Его последователи раскрыли богатые возможности анималистического жанра, показав его способность выражать разные взгляды на жизнь.
Скульпторы А. Жакмар, Р. Бопер, П. Мри, близкие по убеждениям к художникам-барбизонцам, увидели красоту в повседневной, будничной жизни и стали портами быта. Они отказались от экзотических зверей Бари и изображали обычных крестьянских лошадей, коров, собак. Подмечая детали обстановки, скульпторы стремились дать представление об особенностях сельского быта. Изображенные ими домашние животные — это прежде всего труженики. Их вид непритязателен, состояние спокойное, уравновешенное. Они часто изображаются усталыми или отдыхающими после трудового дня.
А. Жакмар в скульптуре «Лошадь и собака» показывает сцену отдыха. Это картина из жизни на ферме. Тощая собака и склонившаяся над ней понурая кляча словно ведут между собой привычный безмолвный разговор после трудового дня о тяготах жизни. Ведро на земле и лежащая рядом уздечка как бы уточняют авторскую мысль о кратковременности передышки в работе. Массивный грузный «Бык» у Р. Бонер выглядит более сильным. Однако, подчеркивая его физическую силу и упрямство, скульптор в то же время говорит о безразличии животного, привыкшего к размеренной жизни фермы и далекого от «романтических» порывов к свободе, которые мы видели у зверей Бари. Меткие бытовые штрихи помогли скульпторам сделать рассказ о жизни животных содержательным и сблизить с бытовым жанром. Эти произведения занимают почетное место в наследии анималистов.
В русской скульптуре XIX века замечательным анималистом, знатоком лошадей был П. Клодт. Его работы выделяются выразительной скульптурностью форм. Задачи жанра скульптор видел в раскрытии природной красоты тел и поведения животных. Социальные мотивы у него не находят широкого развития, но от этого его работы не утратили достоинств. Композиции Клодта показывают, что у животных сущность натуры, темперамент, нрав проявляются необычайно выразительно, открыто, естественно и прекрасно. Сильные, порывистые или спокойные лошади П. Клодта привлекают именно природной красотой. Скульптор внимательно наблюдает натуру, отмечает легкость или грузность форм, быстроту, силу или медлительность движений и показывает, что животные дают пример высокой пластической культуры тела, природной естественности движений, жизненной силы, выносливости и тем самым совершенствуют чувство красоты у зрителя.
«Першерон» П. Клодта — воплощение силы. Масса его тела цельна, пронизана единым жизненным ритмом. Твердая постановка прямых толстых ног и плотного округлого корпуса делает скульптурные объемы подчеркнуто весомыми, значительными. Красота природных форм благотворно влияет на человека, доставляя эстетическое наслаждение.
Е. Лансере больше внимания уделяет бытовым деталям. Его небольшие бронзовые скульптуры рассчитывались на внимательное рассматривание и обладали интересными сюжетами из истории и современности. Иногда излишне подробная детализация придавала работам налет натурализма, но несомненное мастерство изображения животного, например, в «Ловле дикой лошади», способствовало успеху произведений.
Необычны некоторые композиции Л. Обера, известного главным образом произведениями, очень точно передающими натуру (таковы его «Волк» и другие работы). «Жаба в удовольствии» воспринимается как сатирический образ, высмеивающий примитивность ограниченных натур. Толстая жаба, сидящая на задних лапах, передними поглаживает свой отвислый живот, сияя от сытого довольства. «Борьба крыс на сыре» бичует жадность, звериные инстинкты существ, готовых убить друг друга в борьбе за овладение богатством. Хотя искания Обера — скорее исключение из правила, они в целом говорят о весьма широких возможностях анималистического жанра.
Художники, близкие к импрессионистическому направлению в скульптуре, обогатили анималистический жанр еще одной ценной чертой — отчетливее показали возможность отображать животный мир через призму личных переживаний, настроений. В «Лошади с жеребенком» П. Трубецкого удивительно метко передано состояние покоя и тишины, которые как бы изолируют два трогательно привязанных друг к другу существа от внешнего мира. В выразительных анималистических композициях В. Домогацкого «Коровы» и «Куры» своеобразно интерпретирована поэзия деревенской жизни.