Какова нынешняя роль постамента?
Нужен ли постамент вообще и не стал ли просто рудиментом в организме современного художественного процесса? Эти вопросы актуальны. Они связаны, прежде всего, с определенным этапом развития скульптуры как вида искусства. Проблема заключается в том, что в настоящее время в искусстве наблюдается возрастающее безразличие к форме. Это значит, что у некоторых современных скульпторов нет понимания, что в скульптуре главное - форма, её качества как категории художественного осмысления, а не повествовательность, литературность или материал как самоцель и пр. И в практике, и в теории открыто или скрыто проблема формы снимается как неактуальная или как ведущая к формализму и разрушающая «традиции классического искусства», либо как академическая, мешающая «свободе творчества».
Объективно, это основополагающая проблема формы, особенно в области скульптуры. Границы жанров и видов стерты как никогда. На современном этапе развития искусствознания актуализируются мнения в том, что невозможно анализировать пластические произведения, используя традиционные критерии оценок. С течением времени скульптура лишается практически всех своих традиционных отличительных признаков: структурности, устойчивости, объема, трехмерности, однородности и даже формы и материальности. Тем более, что пространственная форма уже давно органически включилась в пластическую систему понимания образа. И если раньше в городской монументальной скульптуре постамент разделял, расчленял скульптуру и пространство, противопоставленное ей, теперь нередко пространство всецело подчинено пластическому образу.
В современной пластике самым распространенным видом постамента стал плинт – невысокий пьедестал, зачастую служащий лишь поддержкой. Невысокий постамент помогает органично включить скульптуру в городское пространство, создать иллюзию реального действия.
Основная статья: Постамент в городе
Продолжение основной статьи:
- Роль постамента
- Генезис постамента
- Синтез постамента
Похожая статья: Пьедесталы