Греция 7 век до н.э.

Архаический период в искусстве Древней Греции

 

Разительное изменение происходит в греческом искусстве седьмого века до нашей эры, начала архаического периода. Геометрический период, преобладавший между 1100 и 700 годами до н.э., вытесняются в седьмом веке более натуралистическим стилем, отражающим значительное влияние Ближнего Востока и Египта. Торговые поселения в Леванте и дельте Нила, продолжение греческой колонизации на востоке и западе, а также контакты с восточными мастерами, особенно на Крите и Кипре, вдохновили греческих художников на работу в таких разнообразных техниках, как огранка драгоценных камней, резьба по слоновой кости, изготовление ювелирных изделий и металлообработка. Вводятся восточные изобразительные мотивы — композиции из пальметты и лотоса, звериная охота, такие мистические существа, как грифоны (полуптица, полулев), сфинксы (полуженщина, полукрылатый лев), сирены (полуженщина, полуптица). Греческие художники быстро ассимилировали иностранные стили и мотивы в новые изображения своих собственных мифов и обычаев, тем самым заложив основы архаического и классического греческого искусства.

В 7 веке до н.э. в развитии греческой монументальной скульптуры были сделаны первые шаги легендарным мастером Дедалом, который жил в Афинах и на острове Крит. Направление развития скульптуры с восточным влиянием носит название ориентализация и известна как «дедалическая скульптура».

Скульптура Греции 003

Женская статуя, посвященная богине Артемиде Никандрой, Национальный музей, Афины

Статуя из мрамора, которую нашли в развалинах храма Артемиды, на острове Делос относится к концу седьмого века. Раньше она была раскрашена, но сейчас, когда краски нет, мы видим, как однообразны и схематичны гладкие пустующие поверхности с еле заметной округлостью формы очертаний. Тесно сдвинутые ноги и прижатые к корпусу руки, тесно облегающее одеяние, симметрично падающие на плечи локоны придают фигуре статичность. Кому принадлежит эта скульптура? Артемиде или женщине, которая принесла эту статую в дар богине? У греков в древности был обычай посвящать богам свое собственное изображение для того, чтобы оно служило им или снискало их благоволение, как живое существо.

Похожие статуи найдены в других местах – в храмах и святилищах различных богов. Поэтому это однажды найденная формула для изображения женской фигуры является общеупотребительным и стандартным мотивом в искусстве того времени.

Скульптура Греции 004

Надгробная стела братьев Дермилоса и Котила, Национальный музей, Афины

Такой-же технический прием использован в надгробной стеле братьев Дермилоса и Котила. Скульптор в композиционном решении использовал египетские прообразы. В изображении волос, падающих на грудь и на плечи двумя плотными прядями; в постановке фигур с выставленной вперед ногой видно влияние пластики Египта. Однако, братья изображены обнаженными, в противоположность мужским статуям из Египта.

Поиск гармонии в построении скульптуры

Скульптура обнаженного юноши и колоссальный курос с мыса Сунион свидетельствуют о более правильном и пропорциональном построении скульптуры, об изменении в пластической трактовке фигуры.

Скульптура Греции 005

Статуя обнаженного юноши, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В скульптуре часто предлагается задача изображения обнаженного мужского тела с развитой мускулатурой. У греков иначе и быть не могло. В Греции представляли себе героев и богов в идеальной наготе. Атлетов вознаграждали статуями за гимнастические заслуги. В надгробных памятниках изображали юношей с подчёркнутыми рельефными мышцами. Поэтому, становится понятным большое количество до сих пор сохранившихся нагих мужских фигур архаического типа.

Удивляет однообразие всех этих скульптур – поза статична и натянута, фигура с выставленной вперед левой ногой тяжело опирается на землю, широко открытые глаза, улыбка на лице, поднятые брови, длинные волосы падают на плечи как парик.

Как ни отличаются между собой эти произведения различных мастерских, как в отношении тщательности и уменья, так и в отношении понимания форм, — они все происходят от одного общего египетского образца. Искусство Египта было старше греческого на десятки столетий, и не удивительно, что его превосходство признавали греки. Но они не подчиняются образцу, а их дух творчески перерабатывает чужое на свой лад. Об успехах в овладении пластической анатомией говорит резко подчеркнутая граница линии живота, груди, лопаток, колен.

Основной задачей греческой пластики в архаический период становятся поиски гармоничной пропорциональности фигур, в правильной передаче анатомического строения. Главные черты архаического стиля, которые складываются в 7 веке до нашей эры, усложняются и достигают в следующем веке своего совершенства. Упрощенность фигур предшествующего периода сменяется объемностью форм, округлостью; более свободным становится движение. Все большее внимания уделяется тщательной проработке выражения лица и к передаче прически.