Однофигурная композиция в стиле Барокко

Однофигурная композиция в стиле Барокко

Развитие однофигурной композиции скульпторами в стиле Барокко

 

Кроме политических, философских, социальных идей, скульптура освещает нравственные, этические. Они в большой мере завладели вниманием мастеров XVII—XVIII веков.

Художники барокко продвинулись вперед как в освоении формы, передаче движения, композиционном построении фигуры, так и в умении раскрывать человеческие чувства. Опять усилилась роль культовой пластики, но под контролем католической церкви европейская скульптура XVII века освещает мир чувств человека несколько отвлеченно. Показывая душевное напряжение, муки, экстаз, она оттеняла молитвенное состояние, поэтому по широте воздействия уступала работам предыдущего периода. Тема нравственного подвига выразительнее раскрывалась в сюжетной композиции в светском искусстве.

Следуя новым эстетическим требованиям, скульпторы барокко отказались от изображения спокойно стоящей фигуры и целиком сосредоточились на разработке бурного, стремительного движения, которое раскрывало внутреннюю подвижность, устремленность людей к возвышенному. Статуи становятся динамичнее по формам. Так художественные средства помогали передавать идеи времени. Но многие культовые произведения приобретали чисто внешнюю эффектность, которая отличала, например, статуи святых некоторых католических храмов Варшавы, Львова, Вильнюса, Гродно и других городов. Художественные завоевания были неравноценными.

Светская скульптура XVIII века еще больше сосредоточивается на проблемах этики, отображая интересы и вкусы господствующих слоев общества, и становится разнообразнее по содержанию. Социальные проблемы, однако, открыто не затрагивались.

Общеизвестно, что статуарная скульптура первой половины XVIII века дала несколько иные в идейно-художественном отношении произведения, чем те, какими прославились XV—XVII века. В жеманных позах моделей, условных сюжетах скульптур молодой ваятель часто не видит ничего поучительного для себя. Между тем не будет преувеличением сказать, что особенностью тематики и неповторимым своеобразием художественных решений статуарная скульптура этого периода рассказала о своем времени едва ли не детальнее, чем ей предшествовавшая.

Постоянная работа над обнаженной фигурой прочно сохраняла в ней культуру формы, чистоту линий, законченность обработки материала. Замыслы раскрывались очень полно. В связи с тем, что скульптура создавалась для украшения дворцов, она часто сближалась с декоративной. «Амфитрита» М. Ангье, «Вакх» П. Гранье, «Смерть Дидоны» К. Койо и другие произведения французских мастеров XVIII века характерны для стиля, быта и нравов своей эпохи. Эти произведения светского искусства галантного века не претендовали на большую глубину; превыше всего в них ценилось изящество форм.

Но скульптура XVIII века отчетливо воплотила, например, и представления о любви, веселой и беспечной, об идеале красоты. Женская фигура обычно изображалась с маленькой грудью, округлыми бедрами, удлиненными ногами, изящными пальцами. Хотя статуи носили имена античных богинь, они были очень далеки от своих прообразов. Улыбающиеся лица с вздернутыми носиками, прически из завитых волос с цветами и лентами и грациозные движения передавали характер и облик женщин своего века.

Наряду с произведениями, воспевавшими чувственную прелесть и грацию в образах Венеры, Амфитриты, Аполлона, Кипариса, купальщиц и вакханок (среди которых были и такие прекрасные работы, как «Нимфа» Клодиона, «Грозящий амур» Э.-М. Фальконе, «Меркурий» Ж.-Б. Пигаля), создавались также вещи нравоучительного, воспитательного значения, композиции на героические темы. Они иллюстрировали эпизоды борьбы мифологических героев с дикими зверями, изображали ситуации, требовавшие от действующих лиц выдержки и стойкости. Большую популярность приобрел образ Милона Кротонского (в русском искусстве также «Прометей» Ф. Гордеева и «Марсий» Ф. Щедрина).

Таким образом, скульптура осваивала все новые и новые сферы нравственной жизни, разнообразно отображала интересы, влечения, идеалы людей.

Эту связь с миром идей и представлений статуарная скульптура сохраняла и в эпоху классицизма, когда изменения в художественных взглядах общества отразились в языке искусства, в усилении роли античного наследия. Мифологические темы и образы опять-таки использовались для воплощения представлений о нравственном совершенстве. Культ телесной красоты, неотделимый от представлений о красоте духовной, находил отражение в таких произведениях, как «Стреляющий амур» Ф.-Ж. Бозио, «Вакханка» Ж.-Б. Клезинже и др.

Обнаженная фигура долго была основным, традиционным «изобразительным средством» в программной композиции.