Скульптура и природа

Скульптура и природа

Понятие природы в скульптуре

 

Художники и исследователи прошлого не раз задавались вопросом о том, почему скульптура более избирательна по отношению к моделям, чем живопись, почему она выбрала только животных, исключив из поля зрения скалы, деревья, цветы, травы, кусты и т.п. Действительно, эти объекты редко бывают предметом отдельного изображения в пластике, играя лишь дополнительную роль, тогда как живопись отводит им специальные жанры пейзажа и натюрморта. Причина не в эстетической малозначимости форм, а в их несоответствии природе пластики.

Что явилось в данном случае водоразделом между скульптурой и живописью? По мнению некоторых исследователей, в частности В. Любке, — различие художественных целей и возможностей. Скульптура обычно требует выявления движения. Растения же лишены самостоятельного движения и органической целостности, так как не полностью видны из-за скрытой корневой части, а вырванные из почвы утрачивают свою живость и жизненную характерность. Поэтому если они и вводятся в композицию, то служат лишь добавлением, обозначающим место действия. Пластика значительно изменяет натуральные формы и, избегая подробностей, ограничивается одним лишь намеком, передавая упрощенно массу ствола с сучками, веточку или камень. Редкое исключение представляют натюрморты Дж. Манцу.

Иное дело изображение животных. Одаренные свободным движением, животные, естественно, отделены от земли и нормально воспринимаются на подставке-плинтусе. Назначение форм тел животных и их соотношение выражены так отчетливо, что художник невольно любуется ими, попадая под их неотразимое обаяние.

Звери — постоянные спутники человека. Вместе с ними он осваивал жизнь, он боролся с ними и победил, став властелином природы. Прирученные животные стали помощниками в труде и важным источником средств существования. Естественно, что реальное отношение к животным должно было расширить содержание анималистической скульптуры. И если образы диких зверей еще волнуют нас своей стихийной мощью, то в облике домашних животных мы улавливаем уже и черты очеловеченной природы.