Портрет эпохи Возрождения

Портрет эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения и портрет

 

Гуманисты эпохи Возрождения выдвинули новый идеал — сильной, независимой, гармонически развитой личности, сочетающей в себе знания ученого, талант художника, волю бойца. Станковый портрет стал окончательно самостоятельным жанром скульптуры.

Но он не игнорировал предшествующего опыта. Донателло, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно и другие мастера показали лишь существенные перемены во взглядах, происшедшие у людей, поощрявших личную инициативу, иногда прощавших грубость, жестокость и высоко пенивших человека.

Портрет графа делла Луна работы Мино да Фьезоле удивляет грубоватой откровенностью изображения некрасивого, энергичного лица. Спокойный поворот головы и задумчивый взгляд глаз не скрывают напористости натуры, способной добиваться своей цели любой ценой.

И совсем по-иному выглядят женские образы (Мариетта Строцци и др.) в работах Дезидерио да Сеттиньяно. Утонченность черт лица и ювелирная отточенность деталей одежды подчеркивают грацию светских дам. Прическа и наряд принцессы Урбинской отличаются модным силуэтом. Женщины ласково и нежно улыбаются.

Композиция станковых портретов в эпоху Возрождения

По композиции станковые портреты этого времени несложны. Они обычно представляли собой поплечное изображение с прямым срезом и лишены подставок. Простота форм отвечала прямоте характеристики моделей, принятой в то время, и отражала вкусы эпохи. Однако в смысле свободы пластического языка и владения композиционными средствами портреты еще иногда уступают античным.