Возникновение круглой скульптуры

Возникновение круглой скульптуры

Конечно, каждый знает, что портрет увековечивает память о людях. Но мы имеем в виду более сложные причины. Станковый скульптурный портрет в отличие от штудий головы очень избирателен по отношению к натуре и предпочитает модели с лучшими человеческими качествами — развитым интеллектом, сильными чувствами, нравственной красотой. Они дают наглядное представление об идеале, о том, что мы больше всего ценим в человеке, к чему стремимся сами.

Кто не испытывал волнения перед мужеством бойцов и партизан, участников войны, тружеников полей, рабочих, людей трудных профессий, романтической окрыленностью молодежи, тонкой красотой женских лиц. Идеал в портрете конкретен.

Воспитательные свойства станковых портретов неотделимы от познавательных. Рассказывая о людях разных характеров, профессий, взглядов, привычек, портреты обогащают наш личный опыт и заставляют пристальнее, с любовью всматриваться в окружающих, открывать в них лучшее. Искусство портрета способствует общению людей и делает их человечнее. Талантливые произведения, захватывая совершенством, одновременно закрепляют знание о людях.

Острое и верное, современное представление о человеческой ценности всегда влечет портретиста к самым важным участкам жизни, формирующим и раскрывающим новое, передовое. Поэтому каждый серьезный портретист — первооткрыватель и мудрый учитель, умеющий показать существующее и нарождающееся положительное. Он делает это на ярких примерах. Маловыразительная, случайная модель обрекает замысел на неудачу.

Однако хорошая модель — только материал для работы. Как часто мы встречаем на выставках портреты героев, в которых, кроме добросовестного копирования натуры, ничего не обнаруживаем. Другой крайностью являются так называемые обобщенные образы современников. Огрубленная манера их исполнения не говорит об обобщении наблюдений, мыслей и является только свидетельством увлечения формальными поисками. Такие поверхностные произведения малоинтересны взыскательному зрителю.

Как же портрет раскрывает человеческую сущность?

Приведенные нами случаи с неудачами являются примерами упрощенного выполнения двух обязательных условий портретного искусства. Конкретизация и обобщение в образе всегда находятся в единстве. Нельзя забывать об этом и выполнять только одно условие. Заметим также, что в портрете имеется свое понятие индивидуального (особенного) и общего. Индивидуальное относится к неповторимым чертам человека, а общее — ко всей совокупности черт, входящих в характеристику личности. Когда же мы говорим обо всем искусстве, то под особенным подразумеваем уже личность, под общим — ее отношения с внешней средой, ее роль в историческом процессе. Оба плана в портрете связаны.