Портрет барокко

Портрет барокко

Искусство барокко с его пристальным вниманием к миру чувств человека способствовало развитию портрета. Оно расширило эмоциональную палитру портретистов, запечатлело сильные чувства и дало новое представление о человеке, который рассматривался не как отдельное лицо, а как частица общества, связанная с ним системой общих представлений.

Этические и эстетические воззрения получили в портрете яркое воплощение. Категория прекрасного в искусстве барокко была неотделима от понятия величия, масштабности. Она определяла содержание общего.

Появляется парадный портрет со свойственной ему возвышенной трактовкой образов. Барочный портрет обладал широтой взгляда на человека и поражал мастерством и эффектностью композиций, использовавших бурное движение и нарядные драпировки. Примерами могут служить портреты Людовика XIV и кардинала Шипиопе работы Бернини. Репрезентативность в них сочетается с необычайной материальностью форм, так что мягкость кожи лица и легкость кружев одежды кажутся почти осязаемыми. Даже в облике гравера Одрана подчеркнуто умение держаться с достоинством.

В XVIII веке парадный портрет приобретает черты изысканности. Надменные дамы, фаворитки короля, и сам король Людовик XV изображаются с присущими им светскими манерами. Они держатся, как в гостиной во время большого приема или на балу. В портретах маркизы Помпадур и графини Дюбарри необычайно тонкая отделка костюма великолепно передает утонченность вкуса придворных дам. Со-держание общего в портрете изменилось.

Идеализирующее направление отразилось в жанре аллегории, показывавшем придворных в виде античных богов и богинь. Появлялись и другие тенденции в портретном искусстве. Наиболее ценны произведения, отражающие аналитический подход к модели.

Глубоким знанием людей разных социальных слоев, четким представлением об их сословных чертах, пониманием природных свойств их натуры, темпераментов, характеров отличалось, например, портретное искусство замечательного русского скульптора Ф. Шубина. В его портретной галерее перед зрителем проходят люди разного склада: сдержанные и спокойные, вспыльчивые, резкие и меланхоличные. В их взглядах, позах, манерах оттеняются привычки, воспитание, культура. Характеристики исчерпывающие, многосторонние, правдивые. Многие из этих людей изображаются сочувственно, поскольку художник был иногда свободен в выборе моделей.

Реалистическое портретное искусство Ф. Шубина выявляло общее в действительных отношениях, общественных связях людей. Поэтому скульптор дал правдивое представление о русском обществе екатерининского времени с присущими ему достоинствами и недостатками. Он с любовью рисует облик лучших людей, прославивших отечество воинской доблестью, знаниями и талантом, — графа 3. Чернышева, А. Голицына, Г. Потемкина, великого русского ученого М. Ломоносова и др. Многие портреты не лишены импозантности, соответствующей внешности высокопоставленных особ. Но скульптор избегал лести. В бюсте фельдмаршала П. Румянцева-Задунайского торжественная пышность костюма, декоративность драпировки, обрамляющей плечи, ордена, ленты, кружева, меха, показывающие сановитость военачальника, не отвлекают внимания от надменного выражения лица.